Анализ потребительских предпочтений биоферментированных продуктов

Основным элементом продвижения биоферментированных продуктов на рынке являются формирование целевой аудитории, скрининг и приоритизация требований потребителей.

Первый этап таких исследований — прогноз востребованности нового продукта, выбор целевой аудитории потребителей, определение требований потребителя, выраженных на «языке потребителя». Для определения целевой группы и требований потребителей к биоферментированным продуктам проведено исследование, в результате которого опрошены 175 респондентов, из них 66 % — женщины и 34 % — мужчины. В выборку входили разные социальные группы населения: школьники, студенты, аспиранты, работники среднего звена, руководители, домохозяйки (молодые мамы) и пенсионеры. Из общего числа опрошенных респондентов 80 % указали на то, что биоферментированные продукты им очень нравятся или просто нравятся. Частота употребления биоферментированных продуктов респондентами распределилась следующим образом: каждый день — 17 %, несколько раз в неделю — 35 %, несколько раз в месяц — 36 %, несколько раз в год — 9 % и почти никогда — 2 %.

Исследования предпочтений респондентов относительно вида потребляемого биоферментированного продукта показали, что 50 % из них предпочитают питьевые продукты, причем в основном это мужчины. Женщины предпочитают обычные виды таких продуктов. В группе женщин чаще всего покупают биоферментированные продукты домохозяйки (средний возраст — 25–35 лет). Почти половина из них употребляют данные продукты каждый день, остальные — несколько раз в неделю. Потребителем биоферментированных продуктов является также молодежь (школьники, студенты, аспиранты), средний возраст — 15–25 лет. В этой социальной группе такие продукты используют в питании несколько раз в неделю, а также каждый день — 34–47 % и 13–20 % респондентов соответственно. Менее активными потребителями (14 %) являются руководители и пенсионеры.

На основании проведенных исследований были выделены три группы потребителей биоферментированных продуктов: активные (покупают биоферментированные продукты каждый день либо несколько раз в неделю), пассивные (покупают несколько раз в месяц), случайные (покупают эпизодически, несколько раз в год и реже). Следует отметить, что для группы активных потребителей биоферментированные продукты являются незаменимым продуктом питания, поскольку у них сформировалась привычка регулярно включать их продукты в свой рацион.

Проведенный анализ потребительских предпочтений к биоферментированным продуктам в группе активных потребителей показал, что 25 % из них составляют домохозяйки (возраст 18–25 лет), а также школьники, студенты и аспиранты (15–25 лет). Из общего числа активных потребителей 55 % приобретают обычные биоферментированные продукты и 45 % — питьевые. При этом женщины предпочитают обычные биоферментированные продукты (68 %), в то время как мужчины — питьевые (91 %).

Исследования вкусовых предпочтений среди различных групп потребителей показали, что чаще всего население из группы активных потребителей покупает биоферментированные продукты со злаковыми (36 %) и ягодными (30 %) наполнителями, немного меньше — с фруктовыми наполнителями (24 %). Продукты без добавок предпочитают 7 % опрошенных, в основном это женщины.

Для 59 % пассивных потребителей наиболее предпочтительными являются питьевые биоферментированные продукты, из них 33 % респондентов отметили, что покупают такие продукты со злаковыми наполнителями и 32 % — с ягодными. В группе случайных потребителей 60 % предпочитают обычные биоферментированные продукты и 54 % — биоферментированные продуты со злаковым наполнителем.

Л. МЕЛЬНИКОВА, кандидат биологических наук; А. Зайцева РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию»