Анализ индустрии оборудования для молочного животноводства

Российская индустрия производства оборудования для молочного животноводства находится в плачевном состоянии.

Годовой оборот на национальном рынке согласно официальной статистике оценивается в 130 млн. долларов в течение последних нескольких лет, из которых 90% приходится на долю иностранных компаний. Весьма незначительным является и спрос на новое оборудование для молочного животноводства – в ситуации, когда сама индустрия балансирует на грани показателей рентабельности, средним и мелким производителям сложно проводить техническое переоснащение своих предприятий, в связи с чем большинству из них приходиться работать на старом оборудовании. Крупные животноводческие комплексы если и могут позволить себе обновление технологической базы своих предприятий, то только в весьма ограниченном объеме, пишет Furazh.ru.

Эксперты вот уже в течение нескольких последних лет неизменно прогнозируют, что ситуацию может изменить государственное вмешательство и активная поддержка национального АПК. Однако на деле получается, что поскольку индустрия производства оборудования для молочного животноводства является производной от самого молочного животноводства, то сперва государству необходимо вложить деньги в сельхозпроизводителей для того, чтобы создать достаточный спрос. Если же государство просто будет инвестировать деньги в производителей оборудования, то никакого результата это не принесет, поскольку спроса на рынке все равно не будет. Вследствие этого произведенную продукцию внутри страны никто не станет покупать, равно как и за рубежом, где отечественные предприятия по производству оборудования для молочного животноводства не смогут выдержать конкуренции с крупными европейскими игроками на рынке.

Лидирующие позиции на отечественном рынке стабильно занимают две всемирно известные компании- производители оборудования – DeLaval (Швеция) и GEA WestfaliaSurge (Германия). На сегодняшний день они имеют примерно одинаковые доли в структуре производства и совокупно обеспечивают более 60% общероссийского объема продаж оборудования для промышленного содержания крупного рогатого скота. Наибольший объем продаж в России в последние годы приходится на такие сегменты, как доильное оборудование и техника для приготовления и раздачи кормов, суммарная доля которых составляет порядка 50% – 55% от общего объема рынка.

Согласно оценкам независимых экспертных агентств, другими значимыми сегментами рынка также являются: охладительное оборудование, системы навозоудаления и стойловое оборудование. Так, на данную продукцию в 2009/10 году пришлось около 23% объема продаж.

Основными российскими производителями оборудования для молочного животноводства являются ОАО «Кургансельмаш» (Курганская область) и ООО «Уралспецмаш» (Челябинская область). На их долю приходится порядка 6% от национального рынка. Из числа зарубежных производителей, осуществляющих торговлю своей продукцией на территории России, также следует выделить следующие компании: ItalMix (Италия), Nolan (Дания), Peecon (Голландия), SEKO (Италия), Sgariboldi (Италия).

Согласно официальным оценкам, рынок промышленного оборудования для содержания крупного рогатого скота по итогам 2011 года продемонстрирует прирост на 6%, в то время как к 2015 году его объем увеличится на 15-20% минимально. На практике рост произойдет только лишь в отношении мясного животноводства, поскольку оборудование в данном сегменте является значительно менее сложным и дорогостоящим, нежели в отношении молочного животноводства, относительно большим является и спрос, и поэтому рынок имеет определенные перспективы на ближайшие годы. В отношении молочного животноводства согласно ряду независимых экспертных оценок рынок в ближайшие годы будет балансировать на грани сегодняшних показателей, и в ближайшие три года способен продемонстрировать показатели роста не более чем в 2%.

Незначительное улучшение ситуации должно произойти после 2013 года, после начала реализации государственной программы поддержки АПК. Однако на все это может оказать негативное влияние вступление России в ВТО. Официально подсчитано, что лишь только порядка 15% хозяйств молочного животноводства в России оснащены современными технологиями. В то же время порядка 25% хозяйств до сих пор пользуются оборудованием, изношенность которого составляет более чем 10 лет. Самое интересное, что при всей очевидности вышеизложенных проблем, государственная поддержка технологической модернизации отрасли на федеральном и региональном уровнях практически отсутствует. И это все происходит на фоне реализации отраслевой целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в РФ на 2009-2012 годы", которая помимо всего прочего предполагает усовершенствование технологической базы существующих предприятий, как один из ключевых аспектов развития индустрии в целом.

По итогам 2010 г. наиболее крупным сегментом на рынке признаны лизинговые сделки. На их долю приходится чуть более 30 процентов совокупного оборота, что равняется 26 миллиардам руб. Примечательно, что в 2008 г. на этот сегмент приходилось только 6 процентов. По прогнозам специалистов, рынок в ближайшие 2 года, если будет увеличиваться, то за счет реализации программы развития семейных ферм. Благодаря ей рост продаж техники для молочных ферм в этом году может составить 6 процентов.

Сегодня более 60 процентов доильного техники в отечественных хозяйствах выработало собственный срок использования. По этой причине возведение молочных ферм и реконструкция уже существующих хозяйств, включающая в себя замену техники, тоже в определенном смысле должна способствовать росту рынка. Правда, пока это все только слова, в статистическом соотношении в России за последние годы фактически не открываются новые фермы, поскольку организация молочного производства с нуля требует значительных инвестиций, в то время как период окупаемости такого предприятия будет чрезмерно большим, и это при условии, что хозяйство станет приносить прибыль, что далеко не очевидно.

Вместе с тем, столь негативная ситуация на сегодняшний день наблюдается не во всех сегментах производства оборудования для молочного животноводства. Российские производители неплохо освоили производство стойлового оборудования (во многом благодаря относительной простоте его изготовления). В данном сегменте на сегодняшний день представлены следующие компании: ООО «Агромолсервис» (Удмуртская Республика); ООО «Агромолтехника» (Удмуртская Республика); ООО «Виларус» (Московская область); ООО «Производственная компания «Иглус»» (Московская область); НПО «Каркас» (г. Санкт-Петербург); ОАО «Кургансельмаш» (Курганская область); ЗАО «Производственная компания «Ярославич» (Ярославская область); ООО «Рифинг» (Челябинская область); ООО «Роса-Ижевск» (Удмуртская Республика); ООО «Сельхозтехника» (Удмуртская Республика); ООО «Теплосервис» (г. Москва); ООО «Фирма «Ремтехмаш» (Московская область); ОАО «Челно-Вершинский машиностроительный завод» (Самарская область).

Стойловое оборудование, пожалуй, является единственным сегментом рынка, где зарубежные производители проигрывают национальным производителям. Стойла зарубежного производства чаще всего приобретаются в рамках реализации крупных проектов по строительству или реконструкции ферм КРС у поставщика, осуществляющего комплексную поставку европейского оборудования. Более 75% рынка в данном сегменте – это национальная продукция. Остальные 25% приходятся на следующие компании: DeLaval (Швеция); Royal de Boer (Нидерланды); Wopereis Staalbouw (Нидерланды); Zimmermann Stalltechnik (Германия); Duraumat Stalleinrichtungen (Германия); Beerepoot Stalleinrichtungen (Германия); Jourdain (Франция); Pignagnoli Impianti (Италия); Farmtec (Чехия).

Стойловое оборудование также является единственным сегментом производства оборудования молочного животноводства, в рамках которого осуществляются экспортные поставки. Правда, пока российские предприятия освоили только некоторые страны СНГ, в частности Беларусь и Украину, но если сравнивать это с ситуацией по остальным сегментам индустрии, где производители и не помышляют пока о поставках своей продукции зарубеж, то и такие результаты можно признать достижением.

Определенный пессимизм относительно будущего индустрии вызывает скорое вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В ситуации, когда производители итак еле сводят концы с концами, фактически открыть границы для иностранных предприятий – мощных международных брендов с огромными ресурсами и обширными наработками – отечественное производство оборудования для молочного животноводства по мнению многих экспертов не имеет ни малейшего шанса справиться с конкуренцией.

Если сейчас определенные протекционистские меры еще как-то сдерживают иностранных игроков за счет экспортных пошлин и других эффективных мер, то после вступления нашей страны в ВТО, подобные методы поддержки национальных производителей уйдут в прошлое. Единые правила торговли позволят иностранным компаниям снизить стоимость своей продукции на российском рынке, поскольку в ее стоимость уже не будут включаться различные сборы и пошлины. В результате качественная иностранная продукция в больших масштабах будет продаваться на территории страны по тем же самым ценам, что и оборудование российских предприятий, многие из которых пока еще находятся в стадии освоения новых технологий.

Таким образом, если вступление России в ВТО все же состоится, то можно будет прогнозировать, что в скором времени доля иностранной продукции на отечественном рынке оборудования для молочного животноводства будет составлять уже не 90%, как сейчас, а все 97% – 98%. В данной ситуации можно сказать, что российская индустрия производства оборудования для молочного животноводства будет принесена в жертву ВТО, а судьба предприятий, специализирующихся в данном сегменте, не выглядит оптимистичной – уцелеют единицы, значительное количество будет поглощено международными игроками, в то время как большинство из них обанкротятся и вынуждены будут покинуть рынок.