Алкогольный рынок глобализируется

Двенадцать лет назад начал работу Минский завод виноградных вин. С тех пор это предприятие является крупнейшим производителем виноградных вин в Беларуси и, несмотря на усиление конкуренции, таковым остается и по сей день. О том, как изменился рынок виноградных вин за 12 лет и что сейчас волнует виноделов, мы беседовали с директором предприятия Иваном ТРОЦКИМ.

Алена ПОКАЛО

Иван Николаевич, в течение этого времени предприятие непрерывно менялось и развивалось. Но если постараться выделить только три важнейших достижения за прошедшие годы, что бы вы назвали?

— За 12 лет было сделано и достигнуто немало. Во-первых, мы стали лидером рынка виноградных вин в Беларуси. Так, за первое полугодие этого года почти половина проданных в стране виноградных вин была разлита нашим предприятием. Это наиболее по­пулярная молдавская продукция торговых марок Ambassador, Vinaria din Vale в тетра-паках, а также известная грузинская серия Kindzmarauli Marani.

В качестве еще одного достижения хочется отметить, что мы стали вторым предприятием в стране, которое производит «Советское шампанское». Наша компания постаралась максимально приблизить вкус этого напитка к историческому, который подавался еще на стол Сталину. Даже дизайн сделали с белой этикеткой для большей аутентичности. И это шампанское нашло своего потребителя. В 2012 году по итогам конкурса-дегустации ГУСТ, проводимого под эгидой Белорусского государственного института стандартизации и сертификации, наше шампанское было признано лучшим алкогольным напитком Беларуси. Более того, мы первыми на территории бывшего Советского Союза и СНГ получили разрешение от двух французских Шато на розлив вин из провинции Бордо.

Третье достижение — это запуск брестского филиала по производству ликеро-водочной продукции и сидра: в 2009 году наладили выпуск серии популярных настоек и сидра, а через год к «Налiбокам» и Apple Jack добавился бренд «Сваяк». В настоящий момент на брестском заводе производится более 10 марок и видов продукции — водки и настойки, виски, ликеры, бальзам, сидры и безалкогольные напитки.

— Какое место сегодня вы занимаете на рынке алкогольной продукции?

— В Беларуси являемся лидерами по выпуску виноградных вин. По итогам продаж за первое полугодие этого года продукция предприятия в этом сегменте занимает 48,5 %. То есть, каждая вторая бутылка виноградных вин, проданная в стране, выпускается на нашем заводе. Кроме того, мы занимаем 24,0 % рынка производства игристых и шампанских вин в стране, а в сегменте ликеро-водочных изделий уверенно входим в ТОП-3 предприятий-изготовителей с примерной долей 12,0 %.

— С тех пор, как в 2000 году вы открыли свое производство, рынок и условия труда на нем существенно изменились?

— За эти годы на отечественном рынке виноградных вин появилась здоровая конкуренция. В 2000 году, когда создавалось предприятие, мы были одними из первых, кто начал розлив виноградных вин в республике. Практически все виноградные вина тогда поступали из-за рубежа. Сейчас же в Беларуси работают около 20 предприятий, которые предлагают потребителями различную алкогольную продукцию. В результате это привело к установлению конкурентных цен на рынке.

— Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для игроков рынка?

— Все участники рынка сейчас сталкиваются с глобальными макроэкономическими вызовами. К примеру, за последний год существенно поднялась цена на виноматериал из-за серьезного неурожая в Европе. Некоторые виноградники настолько пострадали от капризов природы, что местные виноделы решили вообще отказаться от изготовления вина урожая 2012 года. Вполне вероятно, что сокращение объемов производства вина может привести к росту цен.

Впрочем, есть и хорошая новость. Там, где виноградники все-таки сумели принести плоды, виноград созрел даже лучше обычного. А значит, и качество вина обещает быть весьма достойным.

— Если взглянуть в целом на белорусский рынок алкогольной продукции, какие тенденции сейчас у нас наблюдаются? В частности, можно ли выпуск лицензионной продукции назвать одним из таких трендов?

— В последнее время на рынке алкоголя, как и в других сферах, наблюдается тенденция глобализации брендов. После вступления нашей страны в ТС, а России — в ВТО на рынке стали появляться новые бренды. Мы же, как производитель, стараемся адекватно на это реагировать: усиливаем экспортные поставки и вкладываемся в маркетинг на других рынках.

В последнее время наметилась тенденция розлива алкогольных напитков по франчайзингу. Суть заключается в том, что зарубежная компания разрешает использовать свою торговую марку другому производителю, осуществляя при этом контроль качества выпускаемого напитка. Такой подход в первую очередь позволяет снижать стоимость продукции.

На нашем предприятии на условиях франчайзинга уже налажен розлив французских, итальянских, грузинских и молдавских вин, а также известных литовских водок и настоек. Совсем недавно мы запустили розлив оригинального шотландского виски. Raeburn брестского розлива ничем не отличается по качеству от шотландского, но дешевле импортного аналога. В наших планах — продавать этот напиток не только в Беларуси, но и в других странах Таможенного союза. Уже заключили договоры с российскими партнерами, ведем переговоры с казахскими. Подобные экспортно ориентированные проекты позволяют привлечь в страну дополнительную валюту.