Актуальные проблемы и путь к успеху

О своем видении молочного рынка и перспективах развития говорили участники Международной выставки «Молочная и мясная индустрия», которая состоялась в Москве. Однако голая теория попросту бесполезна. Практическим решениям и конструктивным преобразованиям на предприятиях также нашлось место в обсуждениях.

Когда вопрос «Как быть?» в той или иной мере понятен, возникает извечная проблема — как достичь успеха и что для этого делать? С поправкой на реальные сегодня условия в секторе об этом говорили на форуме представители молочной сферы России. От специалистов частных компаний до крупных игроков рынка и производителей упаковки — ответ у каждого свой, так же, как и методы достижения результата. Возможные точки роста и тренды на молочном рынке в 2017 году, стратегии успеха и внедрение IT-систем, поиск инвесторов и взаимодействие с ритейлерами — эти темы оказались в центре внимания аудитории.

 Когда проблемы волнуют больше, чем успех

В кризисных условиях переработчики молока предпочитают стабильность и, как говорится, дуют на воду, стараясь минимизировать риски. Как отметил в своем выступлении директор по маркетингу и развитию ГК «Пир Продукт» Юрий ВЛАСЕНКО, проблемы сегодня волнуют собравшихся больше, чем успех. Однако он не преминул рассказать о последнем. «Что такое успешная компания в принципе? Она должна быть эффективна, реализовывать востребованный уникальный товар, уважать и любить клиента, предугадывать его желания. Обладать статусом и сильными торговыми марками», — отметил специалист. Главное, по словам спикера, изначально правильно выбрать направление. Компания «Пир-Пак» (непосредственное подразделение ГК «Пир Продукт», отвечающее за упаковку) в 2005 году стала первой командой, которая построила профессиональные линии по фасовке. Тогда на рынке присутствовало всего несколько европейских брендов, которые были фасованными. И «Пир-Пак», по сути, со своим бизнесом попал точно в цель. Основным потребителем компании стали торговые сети. Гарантированные поставки со стабильной логистикой и постоянной сервисной поддержкой — также ключ к доверию со стороны покупателя. Кроме того, необходимо предоставлять клиенту пакет услуг и удовлетворять потребность в дизайнерских решениях. Процессный подход к качеству — от оборудования до материалов, проверка в микробиологических лабораториях, современные средства контроля — вот те средства, которые, по мнению Юрия Власенко, обеспечивают качественный продукт.

Новые технологии и квалифицированные кадры

Впрочем, вопрос модернизации и внедрения новых технологий поднимали все без исключения представители предприятий. Напрашивается вывод: новые решения на производственных линиях — неотъемлемое сегодня слагаемое успеха. Заместитель генерального директора АО «Тульский молочный комбинат» Александр ШИРИНКИН рассказал о внедрении информационных технологий на предприятии: «Занимаясь автоматизацией, мы задавались целью достичь успеха. В 2007 году были одни из первых, кто стал применять новые технологии, автоматизировали комбинат от приемки молока до подачи на фасовку. Таким образом, была исключена пересортица, усовершенствовались многие организационные моменты». На заводе основная отчетность формируется автоматически. Автоматизация системы производства, по словам спикера, позволила отслеживать все процессы, легко осуществлять контроль и принимать управленческие решения. Предприятие также участвует во внедрении автоматических систем для проведения ветеринарной сертификации. В результате автоматизации сократилось количество персонала, а также удалось достичь высокой эффективности и проследить путь товара от производства до прилавка.

Василий РЕДИН: «Затраты на производство молока составили 22 рубля, то есть 35 евроцентов, и это на 20 % дороже, чем лучшая цена в Европе. Добавьте сюда инвестиционную нагрузку в пять-шесть рублей — и это плюс еще 10 евроцентов. Будущее России — не только за большими комплексами».

Вопрос квалифицированных кадров непосредственно влияет на срок окупаемости. Такое мнение высказал исполнительный директор НП «ВЕМА» Василий РЕДИН. Спикер призвал руководство предприятий перестать думать и действовать «мозаично», отметив необходимость принимать стратегически правильные решения, которые позволят жить по-другому. Говоря о себестоимости производства молока в 2016 году, Василий Редин привел показательную статистику на средней ферме: «Затраты на производство молока составили 22 рубля, то есть 35 евроцентов, и это на 20 % дороже, чем лучшая цена в Европе. Добавьте сюда инвестиционную нагрузку в пять-шесть рублей — и это плюс еще 10 евроцентов. Будущее России — не только за большими комплексами. Там сразу возникает проблема персонала и зарплаты, которой его нужно обеспечить». Решить кадровый вопрос, по мнению исполнительного директора НП «ВЕМА», можно с помощью автоматизации производства, а также обучения квалифицированных кадров для обслуживания технологически модернизированных ферм. «В Беларуси на 120 голов приходится только один оператор, — отметил спикер. — Здесь есть чему поучиться. Сокращение количества работников на ферме увеличивает эффективность». Кроме того, важный вопрос, по мнению Василия Редина, — это правила игры на молочном рынке России. Быстрота изменений, считает спикер, не позволяет отследить эффективность сделанного, и происходит путаница в действиях. «Стабильные правила со взвешенными изменениями — вот наша задача», — подвел итог исполнительный директор.

«В Беларуси на 120 голов приходится только один оператор, — отметил Василий Редин. — Здесь есть чему поучиться. Сокращение количества работников на ферме увеличивает эффективность».

Стабильные правила игры

«Единственный сегмент, который не достиг безопасности в 90 %, — это сегмент молока и молочных продуктов, — отметил с трибуны форума представитель компании «Дамате» Андрей ГРИГОРАЩЕНКО. — Одним из негативных факторов для инвесторов является высокая доля инвестиционных затрат, молочный бизнес капиталоемкий — на три рубля затрат приходится один рубль выручки», — подсчитал спикер. В 2007 году компания вышла на рынок с поголовьем в 500 коров, сейчас эта цифра составляет 15 тысяч. Переработка молока осуществляется на мощностях Пензенского молочного комбината, а в Тюменской области компания реализует проект строительства молочной фермы совместно с Danone. В секторе наблюдался дефицит молока — около 8 тыс. тонн, что и послужило причиной заняться этой сферой. «У молочных ферм неоспоримое преимущество — возможность производить постоянные объемы молока хорошего качества», — считает Андрей Григоращенко. — Цена на конечную продукцию всегда более или менее стабильна, здесь быстрая окупаемость и низкая капиталоемкость — на рубль затрат три рубля выручки. Переработчик всегда зависит от объемов, периода низкого и высокого молока и разного качества сырья».

В компании пришли к выводу, что именно вертикальная интеграция в сырье и переработке дает возможность сглаживания ценовых провалов, стабильность в объемах и качестве, синергетический эффект в управленческой модели, уменьшение административных расходов на единицу продукции. Так, в Тюмени компания запустила уникальный для России проект: «Мы будем его развивать и дальше, — рассказал представитель компании «Дамате». — Danone частично проинвестировала строительство фермы, и сейчас мы по гарантированной формуле цены поставляем им молочные продукты с этого комплекса. Формула цены позволяет получать прибыль и окупить проект за восемь лет. Общий объем инвестиций — около шести миллиардов рублей. Начаты пробные поставки, данная модель эффективна с точки зрения развития тенденций в молочной отрасли», — отметил Андрей Григоращенко. Он призвал представителей государства к проведению долгосрочной прозрачной и понятной политики по господдержке отрасли, к созданию привлекательных условий для реализации проектов в рамках вертикально-интегрированной цепочки, а также защите внутреннего рынка от демпинга и фальсификатов.

Помнить про покупателя

Не стоит забывать, что мало произвести продукт с минимальными издержками, необходимо его выгодно реализовать. Возникает вопрос о сотрудничестве и эффективном взаимодействии с сетевой торговлей, которая является связующим звеном между производителем и покупателем. Как отметила руководитель группы по работе с клиентами индустрии продуктов питания компании Nielsen Александра ПЕСКОВА, реальный доход потребителя в 2016 году упал на 6 %. Индекс потребительского доверия в 2016-м снизился, и потребители заявили, что сейчас не готовы тратить деньги, считая, что пока не время для этого. «Более 80 % покупателей сказали, что они экономят. За последние три месяца потребители сократили траты на молочные продукты или отказались от них совсем», — рассказала Александра Пескова. Спикер отметила, что 65 % потребителей перешли в дешевые магазины, таким образом они сокращают свои траты, и доля дискаунтеров в общем объеме продаж составляет 57 %. Говоря об инструментах продаж, представитель компании Nielsen особо выделила промокампании ритейлеров: «Все больше потребителей стали интересоваться промо. Почти половина всех опрошенных респондентов делают покупки именно таким образом. По промо потребители совершают также эмоциональные и незапланированные покупки. Более половины всех продаж в прошлом году было совершено через промоакции».

Говоря о взаимодействии с торговыми сетями, участники дискуссии не сдерживали эмоций. Как можно видеть, вопрос этот спорный, и у каждого участника процесса своя позиция. Повод для недовольства ценовой надбавкой ритейлеров в 30–40 % есть и у производителей, и у переработчиков. Клубок претензий можно распутать, лишь приведя собственную компанию к успеху. А хорошая компания, как мы помним по словам Юрия Власенко, должна быть эффективна, реализовывать востребованный уникальный товар, уважать и любить клиента, предугадывать его желания.