"Зорина" уходит в отрыв

Грамотный маркетинг, прямые связи с белорусским производителем — вот основные конкурентные преимущества предприятия.

Первый раз встретившись с Иваном Прончаком (на снимке), а было это около десяти лет тому назад, я, честно говоря, посчитал его человеком, склонным выдавать желаемое за действительное. Судите сами: Иван Иванович, а был он тогда председателем правления Краснослободского сельпо Солигорского района, водил по дырявым скособоченным остаткам каких-то огромных складов, показывал полуразобранные и полукустарные производственные цеха и утверждал, что через год здесь будет все крутиться и вертеться, будет бесперебойно идти продукция. Приезжаю через год — натуральные соки производятся в три смены, в когда-то дырявых ангарах хранится сырье для их производства и поддоны с готовой продукцией, новых работников принимают на конкурсной основе, пишет Рэспублiка. Короче говоря, сделано все, что обещано, и даже больше. И это не мое, скажем так, субъективное мнение — медаль «За трудовое отличие» Иван Иванович получил именно за высокие трудовые достижения и профессионализм. После Красной Слободы Иван Иванович занимал немалые должности и в системе потребкооперации страны, и в государственной торговле, но его всегда, как сам не раз признавался, тянуло к конкретной практической работе, где его более чем тридцатилетний опыт мог быть востребован больше всего, где отдача от его усилий была бы конкретной и осязаемой. Поэтому вполне логично, что очередной ступенькой в его карьере стала должность директора столичного ОАО «Зорина». И хотя пост этот он занимает всего три с половиной месяца, Прончак не был бы Прончаком, если бы и здесь не добился вполне весомых результатов, о чем мы с ним и беседуем. — Иван Иванович, если коротко и для общего развития, «Зорина» — это что? Что представляет собой ОАО и какие цели в своей деятельности преследует?

— Это открытое акционерное общество, двадцать пять процентов акций которого принадлежит горисполкому. Это десять продовольственных магазинов в Первомайском районе столицы, пять из которых арендуемые, а еще пять являются собственностью ОАО. На сегодняшний день предприятие, в котором трудятся около шестисот человек, работает с завидной, я бы сказал, стабильностью, месячный товарооборот составляет 15 миллиардов рублей.

— Если подсчитать, то нагрузка на одного человека…

— Двадцать восемь миллионов рублей — это хороший показатель. И, что особо хочу подчеркнуть, напрямую связанный с оплатой труда работника. А здесь динамика такая: если еще в апреле — мае средняя зарплата по предприятию составляла миллион сто тридцать тысяч, то в сентябре — уже 1760 тысяч рублей.

— Не надо быть большим специалистом в торговле, чтобы понять: и в отрасли в целом, и на вашем предприятии пустых, как говорят, денег отродясь не было, кредиты брать, чтобы искусственно «надувать» зарплату, никому и в голову не придет. Сами, значит, заработали. И, как я понимаю, заработали, увеличив товарооборот?

— Шесть первых месяцев года ОАО работало со значительным отставанием — плановое задание по росту товарооборота было выполнено всего на 93 процента в сопоставимых ценах. Но уже за третий квартал этот показатель вырос весьма существенно — на 106 процентов. Общий же финансовый результат таков: по итогам девяти месяцев года предприятие имеет около 300 миллионов рублей чистой прибыли. Это, как вы понимаете, позволяет не только достойно оплачивать труд людей, но и развивать собственную материально-техническую базу. В этом году мы уже инвестировали в предприятие 800 миллионов рублей собственных средств. Отремонтированы здания, куплено и установлено новое торговое и холодильное оборудование и многое другое. В целом же за год мы планируем общий объем инвестиций довести до миллиарда рублей собственных средств.

— И все же, Иван Иванович, в столице сотни, если не тысячи магазинов разных форм собственности, десятки рынков и мини-рынков с практически одинаковым ассортиментом продовольственных товаров. Почему тогда покупатель должен идти, вернее, если судить по приведенным цифрам, идет в «Зорину»? В чем, в какой группе товаров ваше конкурентное преимущество?

— Простая истина: покупатель, за внимание которого мы, работники торговли, просто не можем не бороться в условиях конкурентной среды, идет туда, где ему выгодно, где доступная цена и ассортимент. Поэтому, вступив в должность, а это случилось первого июня, я первым делом постарался досконально изучить свою торговую сеть, товар, определить потребность в покупательском спросе и слабые звенья в структуре и так далее. Главное, что меня, и в конечном итоге покупателя, категорически не устроило — это работа нашей сети с овощами, их цена. Эта позиция кардинально пересмотрена, овощная группа представлена в полном объеме. И самое главное, мы полностью отказались от посредников. Начали напрямую работать с фермерскими хозяйствами и сельхозкооперативами, с белорусским производителем вообще. На чем и выиграли. Выиграли на том, что у нас пошли не марокканские и польские картофель и овощи, а наши. А их, как показывает практика, у нас предостаточно. В «Зорине», например, начиная с июня и по сегодняшний день великолепно продаются белорусские картофель, капуста, томаты, огурцы. И самое здесь главное, что, сделав ставку на своего производителя, мы сумели снизить цены на плодоовощную продукцию. В два-три раза! К примеру, если в июне марокканская и польская картошка продавалась в городе по 8 тысяч рублей за килограмм, то магазины «Зорины» предлагали белорусскую раннюю по 3,5 тысячи рублей. Короче говоря, уйдя от импорта, мы выиграли в объемах реализации и сумели привлечь покупателя. Зачем, спрашивается, ему ехать на рынок, если та же капуста или картошка продается возле дома по той же цене, а то и дешевле. Поменяв таким образом отношение к торговле овощной группой, раз и навсегда решив, что работаем только со своим производителем, эффект мы почувствовали буквально в течение месяца. Уже в июле объемы продажи плодоовощной продукции резко увеличились, а по итогам июля—сентября они выросли в сравнении с прошлым годом в 3 раза.

— И что, в работе с фермерами, сельхозпредприятиями не возникает никаких сложностей? Вы можете утверждать, что это надежные и обязательные партнеры?

— Подтверждаю это с большим удовольствием. Работать очень удобно. Хотя бы потому, что с нас, например, ни один производитель не потребовал предоплаты. Фактически мы берем продукцию на реализацию, но, учитывая то, что товар продается очень быстро, мы с удовольствием идем своим партнерам навстречу и рассчитываемся с ними не за двадцать, а за три-четыре дня. Например, фермеры из знаменитого Столинского района сегодня поставляют нам отборное белорусское яблоко шести сортов. Если учесть, что отпускная цена на него в зависимости от сорта чуть больше пяти тысяч рублей, то для покупателя оно будет стоить шесть тысяч рублей. Согласитесь, что такую цену и на рынке не всегда увидишь. А что касается свеклы, капусты, моркови, помидоров, цена на них, это я ответственно заявляю, ниже, чем на рынке. И то, что часто прямо возле наших магазинов овощами торгуют частники с машин, не напрягает — у нас цены ниже. И они стабильные.

— В физических объемах, Иван Иванович, о каких объемах продаж можно говорить?

— Возьмем, к примеру, сентябрь. В прошлом году в этом месяце мы продали 23 тонны овощей, в нынешнем — 64 тонны, картофеля — 14 и 48 тонн соответственно. А вот еще характерный пример: только за восемнадцать дней октября мы продали уже 26 тонн помидоров. Знаете, почему? Потому что покупатель платит за килограмм качественного отечественного продукта пять с половиной тысяч рублей. Понятно, что такая очень даже приемлемая для покупателя цена сложилась потому, что напрямую у своего производителя мы покупаем его по 3,8 тысячи рублей. Немаловажно и то, что и сама торговая сеть оказалась способна «переварить» такие объемы плодоовощной продукции, к пику продаж мы подошли во всеоружии. Еще в июле для восьми торговых точек были приобретены электронные весы, кассовые аппараты, и уже в начале сентября мы организовали выносную торговлю овощами. Своих людей заинтересовали рублем. Выполняешь план в тоннажном и денежном выражении — директору, продавцу, грузчику оклад в качестве премии. Простейшая мера, но все магазины с планами справились успешно — овощи уходили тоннами, а доходная часть, несмотря на дополнительные выплаты работникам, составила две трети от объема реализации.

— Стоит, наверное, предвосхищая и вопросы покупателей, спросить: сохранится ли такое плодоовощное изобилие в торговых точках «Зорины» и зимой?

— Обязательно, ведь сельхозпроизводители заложили часть своего урожая в хранилища. Но главным нашим партнером в зимнее время становится Партизанский ОРПК главного управления торговли Мингор­исполкома. Уже сегодня они обеспечивают нас квашеной капустой, солеными огурцами и помидорами, мочеными яблоками, клюквой в неограниченном количестве.

— Ассортимент, известный десятилетиями.

— И десятилетиями, заметьте, востребованный, нужный нашему брату-белорусу чуть ли не на генном уровне: ни одно ведь застолье, ни один праздник не обходится у нас без всякого рода солений. Ну а если они сделаны с соблюдением технологии и рецептуры, расфасованы в аккуратные ведерки и так далее, доступны по цене, то почему бы и не купить?!

— Такую огромную работу, в том числе и организационную, никакой директор, будь он хоть семи пядей во лбу, в одиночку провернуть не сможет. Главные ваши помощники здесь, насколько я понимаю, заведующие магазинами? — Конечно. Тем более все они большие профессионалы, для которых в профессии секретов нет, а есть большое желание быть лучшими во всех отношениях. Именно так работают заведующая магазином на улице Гинтовта,12 Валентина Францевна Ракецкая, заведующая магазином № 23 Лидия Викторовна Зеленюк, заведующий магазином № 48 Григорий Николаевич Корженевич. Предприятия, возглавляемые ими, имеют сегодня самый большой товарооборот в «Зорине». Стараемся, чтобы их опыт и профессиональные знания были востребованы и в будущем, стали достоянием всего коллектива, тех, кто придет на смену нынешним работникам. А этим вопросом мы занимаемся очень серьезно. Мало того что каждый месяц, исходя, конечно, из финансовых возможностей предприятия, стараемся поднимать оплату труда работающим продавцам, но и готовим им смену, создаем своего рода кадровый резерв. С этой целью заключили договор со столичным торговым колледжем, колледжем потребительской кооперации на прохождение производственной практики в наших магазинах. Алгоритм работы такой: несколько часов занятий в специально оборудованном для этих целей классе, остальное время — непосредственная работа в торговом зале, чтобы ребята на практике узнали, что такое работа продавца, приобрели навыки, напрямую пообщались с покупателями. С удовольствием предоставляем возможность подработать в свободное от учебы время студентам высших учебных заведений, доверяем им конкретную работу. Несколько бывших студентов, которые хорошо себя зарекомендовали, уже трудятся специалистами в «Зорине». Перспективы роста, если человек толковый и любит дело, не ограничены.

— Исходя из того, что я от вас, Иван Иванович, услышал, перспективы дальнейшего развития «Зорины» просчитаны четко, непреодолимых препятствий на пути достижения запланированного нет?

— Сегодня мы имеем все, а самое главное — здесь крепкие, толковые кадры, для того, чтобы нормально работать, нормально зарабатывать самим, вкладывать деньги в развитие материально-технической базы. Есть четкое понимание нужности и важности нашей работы, есть ответственность перед покупателем, который сделал выбор в нашу пользу. Этим, поверьте, мы дорожим больше всего.