«Здравушка-милк»: у цельномолочной продукции есть шанс исправить итуацию

В этом году молокоперерабатывающие предприятия Беларуси оказались в сложном финансовом положении.

Существенные потери из-за снижения экспортных цен, обязанности по кредитам перед банками, необходимость авансирования производителей молока, требование торговли по отсрочке платежей — все эти проблемы не обошли стороной и ОАО «Здравушка-милк». О том, как они решаются в сегодняшних условиях, мы расспросили руководство, побывав на предприятии.

ЦЕЛЬНОМОЛОЧНЫЙ КАПИТАЛ

В свое время сделав ставку на выпуск цельномолочной продукции на головном предприятии в Борисове, предприятие не свернуло его в погоне за общей модой производства высокомаржинальных экспортных продуктов. Ассортимент цельномолочной продукции не только поддерживался, но и постоянно создавались новые ее виды. Такой подход дал свой результат. В период, когда тормозилась реализация сыров, хорошо продавалась цельномолочная продукция. Так было и в этом году, когда небольшой провал в отгрузках сыра компенсировала хорошая оборачиваемость «цельномолочки».

— Сегодня никто за продукцией сам не приходит, — рассказывает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Андрей КОВАЛЕНКО. — Нужно приложить немало усилий, чтобы подписать контракт на поставку. Помогает Интернет найти информацию о торговых организациях, используем все возможности Торговой промышленной палаты, посольств и их отделений. Участие в форумах, выставках-ярмарках также приносит свои плоды. Так, не проигнорировав в этом году форум в Казахстане, смогли установить контакты и найти партнера, заинтересованного в поставках стерилизованного молока. Перспективы этого продукта на казахстанском рынке хорошие; с учетом круглогодичного спроса думаем выйти на солидный объем поставок на постоянной основе. С прицелом на диверсификацию экспорта начали отгружать сухую подсырную сыворотку в Узбекистан.

В составе официальной белорусской делегации специалисты предприятия посетили в апреле Китай. Теперь планируем выход на рынок Поднебесной, куда можно было бы поставлять сухую молочную сыворотку, необходимую для детского питания, и сухое обез-жиренное молоко.

Ведется целенаправленная работа в целях расширения географии экспорта на территории Российской Федерации. Специалисты выезжают в командировки, представляют продукцию, на местах заключают договоры с торговыми оргнизациями. Благодаря такой активности за последние полгода торгуем не только с Москвой и Санкт-Петербургом, продукция поставляется в Калининградскую и Ленинградскую области, Кострому, Иваново, Орел, Чебоксары. Примечательно, что везем туда не только такие экспортные продукты, как сыр, СОМ и масло, но и широкий ассортимент цельномолочных и десертных продуктов — это и йогурты, и творожки. В этом году более чем в два раза увеличен объем реализации питьевых йогуртов «Ёмми» в Россию. Рентабельность их продаж на внешнем рынке составляет более 20 %. Сложно было входить на российский рынок с продукцией в пол-литровой ПЭТ-бутылке. Там употребляют жидкие йогурты, но они другие. Начинали поставки с двух-трех ящиков, дошли до 70–80 тонн в месяц.

Как отметила заместитель генерального директора по экономике и финансам Эмилия БУДРЕВИЧ, в январе — мае текущего года отгружено продукции на экспорт на сумму 18,7 млн долларов, что составляет около 81 % к уровню 2014-го. Из-за падения курса российского рубля недосчитались 50,5 млрд рублей молочного капитала. За пять месяцев отправлено на экспорт 46 % продукции. Предполагается, что доля экспорта вырастет до 60 % от общего объема производства за счет новых регионов продаж, ввода новинок, расширения линеек.

В настоящее время расширяется производство коктейлей, десертов, пудингов в стаканчиках. Планируется произвести йогурт в упаковке с топпером, где будут мюсли и шоколадные шарики. Скоро «Здравушка-милк» удивит рынок новыми глазированными сырками с нежной начинкой. Новинка предназначена для российского рынка, но, конечно, попробуют ее и белорусские потребители.

Предприятие научилось четко реагировать на изменения рынка и быть гибким, старается угодить требовательному покупателю, вкусы которого то и дело меняются. Специалисты спорят, однако далеко не все советы и замечания принимаются, но в результате находится компромисс, выгодный и производителю, и покупателю.

МОБИЛЬНОСТЬ И УМНАЯ ЛОГИСТИКА

Отгрузка «цельномолочки» на экспорт — это долгая кропотливая работа предприятия. Первая машина с 300–400 кг пакетного молока и кефира была отправлена в Смоленск 11 лет назад. С тех пор не раз останавливались продажи сыров, поэтому, минимизировав их производство на площадках Холопеничского и Березинского филиалов, предприятие следует курсом увеличения выпуска цельномолочной продукции. Еще пять лет назад в Россию отгружалось пять видов цельномолочной продукции, сегодня в этом ассортименте насчитывается около 30 позиций. Прирост экспорта «цельномолочки» в натуральном выражении с начала текущего года составил 128 %.

При доставке продукции с минимальными сроками хранения недопустимы срывы при отгрузке и движении автотранспорта до склада. Сложно было возить продукцию в столичный регион России, когда ввели запрет проезда по МКАД днем. Для складов, находящихся с внутренней стороны кольцевой дороги, мы просчитали время прибытия к кольцу и перестроили свою работу. Машины стали грузить в обед, чтобы они двигались ночью. В результате от склада головной площадки в Борисове до полки магазина в Иваново доставка — не более суток.

По словам Андрея Коваленко, такая логистика заставила поменять режим работы предприятия. Сейчас все участки работают круглосуточно. Обсуждается вопрос перехода склада на круглосуточную работу. Это позволило бы снять напряжение, так как сейчас одновременно загружаются 10–15 большегрузных автомашин. Предприятие старается приобретать собственный транспорт, пока же остается большой удельный вес наемного.

НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДКАХ И В СЕЛЬХОЗФИЛИАЛАХ

Что касается планов развития производства, есть намерение начать выпуск питьевого молока со сроками годности 25–30 суток. Производство масла с головной площадки будет перенесено на Березинский филиал.

В этом году предполагается реализация проекта в Холопеничском филиале по оборудованию прессового хозяйства. В Березинском филиале назрели проблемы с камерами созревания и хранения сыров.

Стратегически делается упор на цельномолочную продукцию: ее темп роста за пять месяцев достаточно высокий — на уровне 135 %.

За пять месяцев предприятием переработано более 80 тыс. тонн молока, произведено продукции на 601 млрд рублей.

В 2013 году к ОАО «Здравушка-милк» были присоединены три хозяйства, которые объединили в два: сельскохозяйственный филиал «Здравушка-агро» Березинского района и «Щавры» Крупского района. На развитие сельхозпроизводства вложено 104 млрд рублей. Результаты есть: увеличились объемы молока, повысилось его качество. Около 44 % поступающего сырья сорта экстра, около 40 % — высшего сорта.

НА ПУЛЬСЕ ПРОБЛЕМ

— В прошлом году в течение десяти месяцев стабильно нарастал темп производства, — рассказывает генеральный директор ОАО «Здравушка-милк» Владимир ЛАПИЦКИЙ. — А в ноябре — декабре из-за курсовых разниц валют мы потеряли все, что заработали, поэтому год закончили с убытками. Постоянное авансирование сельхозпроизводителей, кредиты, чтобы рассчитаться за сырье, привели к большим обязательствам перед банками. Недостаток оборотных средств не позволяет выполнять графики погашения кредитной массы и обязательства по уплате процентов.

Для решения проблем предприятие формирует оптимальную структуру переработки сырья, которая позволяет принимать оперативные решения по оптимизации затрат. Изменена учетная политика предприятия, проведена централизация финансовых потоков.

В целях финансового оздоровления предприятия, разработан ряд мер. Размер экономии за пять месяцев составил 14,3 млрд рублей.

Совместно с управляющей компанией холдинга «Мясомолпром» ведется работа по дальнейшему стабильному развитию предприятия.