Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов рассказал об изменениях в сфере ветеринарной сертификации

На официальном сайте Россельхознадзора опубликовано обращение заместителя руководителя ведомства Николая Власова об изменениях в сфере ветеринарной сертификации.

Уважаемые коллеги, Разрешите еще раз привлечь ваше внимание к изменениям в сфере ветеринарной сертификации, которые сейчас происходят.

Предыстория

Традиционная система ветсертификации, нормально работавшая во времена СССР, идеологически изжила себя со сменой общественно-политического строя в России.

В частности, многократное увеличение участников оборота подконтрольных грузов и вывод подавляющего большинства из них из под непосредственного контроля государства вкупе с разрушением традиционных для СССР развитых систем внешнего контроля (нарконтроль, контроль со стороны парторганов и т.п.) фактически оставили участников оборота один на один с должностными лицами, осуществляющими ветконтроль.

Это, с одной стороны, породило массу проблем для участников оборота. Фактически, многие ветеринарные органы стали на них «зарабатывать». Причем «зарабатывать», беспардонно используя положение монопольного поставщика услуг. Кроме того в системе ветсертификации появилось множество злоупотреблений, за которые также вынуждены были расплачиваться участники оборота.

С другой стороны, логика предоставления услуги (пусть монопольной, пусть обязательной, но все же услуги) перевело (где полностью, где частично, в зависимости от разума и гражданской честности руководства подразделения) логику действий из контрольно-надзорной (правильной для того, о чем мы говорим) в коммерческую (неправильную), когда «за ваши деньги — любой каприз», включая сертификацию продукции, которая ни коим образом не должна была бы сертифицироваться. Это привело к существенному уменьшению эффективности госконтроля и к уменьшению защищенности приобретателей подконтрольных грузов. Слово «приобретатель», а не «потребитель» использовано не случайно, поскольку страдают от этого не только граждане, регулярно приобретающие фальсифицированные, не соответствующие установленным требованиям, а, зачастую, просто опасные продукты питания. От этого же страдают и, например, переработчики, приобретающие фальсифицированное и несоответствующее сырье, из которого просто нельзя выпустить продукцию того качества и безопасности, которую они хотели бы выпускать.

Все вместе это привело к созданию недолжной конкурентной среды, в которой преимущество в конкурентной борьбе получили жуликоватые перед честными, не добросовестные перед добросовестными, отвязные перед законопослушными. Т.е. выродившаяся система госконтроля начала выдавать результаты прямо противоположные нужным для государства, для общества.

История

Сложившееся безобразное положение не могло со временем не привлечь внимание общества и высших должностных лиц государства. И привлекло.

Начиная с мурманской истории (06-07 годы), в которой были вынуждены разбираться курирующий вице-премьер и президент, и по сей день, было отдано (буквально всеми высшими должностными лицами государства) большое количество распоряжений по нормализации ситуации. Но она все не нормализовывалась.

Тогда изменился и тон распоряжений: вместо нормализации ситуации требовалось уже вообще убрать этот извращенный и не исправляемый госконтроль в такой форме из определенных областей оборота подконтрольных грузов.

Россельхознадзор постоянно участвовал в этих обсуждениях, и мы постоянно, годами, делали одно и тоже предложение о пакетном принятии базовых изменений.

В пакете было: введение электронной ветсертификации, для чего нами (в сотрудничестве с госветслужбой Москвы) была создана соответствующая информационная система (Меркурий). В систему были встроены многочисленные средства автоматизации, которые многократно уменьшают трудозатраты на непосредственное оформление ветсертификатов, введение бесплатности оформления ветсертификатов, введение в систему ветсертификации добавлений, радикально увеличивающих ее надежность и прозрачность, требование сертификации всей продукции животного происхождения, причем все это одновременно помогает автоматизировать процесс, введение в систему контроля использования возможностей самого бизнес-сообщества, которое вкупе с введением в систему альтернативных, но также подконтрольных государству, сертифицирующих субъектов (члены ветеринарных СРО, сертифицирующие ветеринары ИПшники), наличие которых в самой системе создало бы нормальную конкурентную среду внутри нее — лечило бы систему изнутри. На основе этой системы ветсертификации мы предлагали создать федеральную систему прослеживаемости.

Сначала прослеживаемости лишь продукции животного происхождения и животных.

Затем предполагается расширить эту систему, включив нее прослеживаемость кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных.

Далее (уже на межведомственном — истинно федеральном уровне) — включив в нее все, что идет в пищу людям, потом — и то, что применяется людям в качестве лекарственных средств, БАДов и парфюмерии-косметики.

Современная ситуация Как это бывает, сейчас из всего пакета принято лишь расширение сферы ветсертификации. Т.е. выполнена та часть работы, за которую отвечает КТС.

Введение же бесплатности процедуры оформления ветсертификатов, которое ожидает когда же, наконец, состоится издание многострадального приказа Минсельхоза России, пока отложено.

Причем, что интересно, в очередной — может уже последний раз — оно отложено благодаря усилиям Роспотребнадзора (это не удивительно — данное ведомство в ходе борьбы за расширение собственных полномочий постоянно пытается «обузить» сфере ветконтроля) и Департамента Оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития.

Это удивительно, поскольку Минэкономразвития в целом и, особенно, данный департамент должны по — идее отстаивать интересы предпринимателей и граждан (пусть даже в ущерб интересам органов госвласти). А в качестве одного из аргументов против принятия упомянутого приказа данный департамент выдвигает, например такое «...совокупные расходы на оформление ветеринарных сопроводительных документов хозяйствующих субъектов в сфере торговли пищевой продукцией являются основным источником внебюджетных средств, которыми располагают ветеринарные службы субъектов Российской Федерации». Тем самым Департамент отстаивает интересы органов госвласти В УЩЕРБ интересам бизнес-сообщества и граждан, т.е., насколько я пониманию исполняет возложенную на него функцию эффективно, но со знаком минус — достигая результата обратного нужному для государства и общества.

Помогли этому очередному откладыванию, как мы уже сообщали ранее, переработчики молока и рыбодобытчики, интересам которых, очевидно, противоречит то, что предлагаемая нами система бесплатной электронной сертификации устанавливает прозрачность оборота, тем самым возводит серьезнейшие препоны на пути ввода в оборот фальсифицированной и не законно изготовленной (добытой) продукции.

Предложения Таким образом, современная ситуация стала хуже и опаснее для системы ветсертификации, чем была, скажем, полгода назад. А введения в действие упомянутого приказа Минсельхоза придется ждать еще неизвестно сколько. Поэтому, либо мы сделаем некие шаги, не побоюсь этого слова, в будущее, либо ветсертификация может уйти в прошлое.

Учитывая вышесказанное, предлагаю Вам, уважаемые коллеги, следующие шаги, которые помогут нормализовать ситуацию. Ввести на территории субъекта Российской Федерации электронную сертификацию. Ввести немедля, и не ожидая принятия Приказа. Сделать это можно, не нарушая требований законодательства, так как одна из функций Меркурия позволяет вывести электронный сертификат на печать на бланке установленного образца. Вместе с тем, введение использования Меркурия поможет вам многократно уменьшить трудозатраты на оформление ветсертифкатов, соответственно и его себестоимость. При передвижении подконтрольного товара ВНУТРИ субъекта Российской Федерации (а это по статистике, в среднем по стране чуть более половины всех перемещений), вообще отказаться от использования бланков ветсопроводительных документов — перейти исключительно на электронное сертифицирование. Внутри субъекта Российской Федерации Меркурий предоставляет вам все возможности для проверки подлинности сертификата, поэтому нужда в бланках вообще отпадает. На основе введения электронной сертификации ввести бесплатность оформления ветсертификатов, исключая возмещение стоимости бланков, на которых они будут распечатываться из Меркурия. Уверен, что это позволит нам сохранить контроль над ситуацией и радикально улучшить ее.

О принятом вами решении прошу сообщить по адресу vet.vet90@mail.ru

При необходимости готов провести совещание по этому поводу, где можно будет обсудить возникающие у вас вопросы (в ответе прошу дать предложение по надобности в таком совещании и по времени его проведения).

Источник: www.fsvps.ru