Законодатели подготовили почву для производства органической продукции — окажется ли она плодородной

В ноябре этого года вступят в силу основные положения закона о производстве и обращении органической продукции. Здоровое и правильное питание для многих уже не дань моде, а стиль жизни. За рубежом экопродукты пользуются большим спросом. Будут ли они востребованы белорусами? Как закон повлияет на рынок экологически чистых продуктов? Об этом — в беседе sb.by с Евгением Адаменко, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике.

— Евгений Буниславович, сколько времени потребуется на переход к органической продукции? Насколько она сейчас востребована у нас и за рубежом?

— На мировом рынке органическая продукция занимает 7–10% общего объема производства. Крупнейшие рынки экопродукции представлены в США, Евросоюзе и Китае. За последние пятнадцать лет объем реализации «чистых» продуктов в мире вырос более чем в пять раз: с 17,9 до 100 миллиардов долларов! Многие скептики причитают: новый закон — лишняя суета, мол, получить хороший урожай без «химии» нереально. Если мы будем и дальше рассуждать, стоит этим массово заниматься или нет, останемся ни с чем. Посмотрите: в 2000-м мировой объем реализации органической продукции был 18 миллиардов долларов. По прогнозам экспертов, к 2020 году цифра составит 130 миллиардов.

Производство экопродукции — не сиюминутный процесс. Переходный период займет 3 года. При производстве органической продукции нельзя применять химические удобрения, вещества синтетического происхождения. Важный момент — органическая продукция должна быть отделена от продукции неорганической на всех этапах производства. Только после инспекции, подтвердившей, что все соответствует самым высоким стандартам, производитель сможет получить сертификат на производство.

— Механизм получения сертификата на органическую продукцию сложный?

— Сертификация — дело добровольное. С вступлением в силу закона производителю, желающему заниматься «зеленым земледелием», уже не придется ехать в другую страну для подтверждения процесса производства органических продуктов. Будет создана национальная система сертификации — получить сертификат будет проще и дешевле, чем у зарубежных компаний. Если сертификат уже есть, хозяйство просто включается в реестр производителей органической продукции, который будет размещен на официальном сайте Госкомитета по стандартизации. Производители такой продукции получают право наносить на упаковку знак «Органический продукт».

Однако сертификация — не просто получение документа. Это постоянный контроль. Мониторинг на стадии обработки почвы, посева, вегетации растения, борьбы с вредителями, уборки, транспортировки, хранения и продажи продукции. Специалисты будут проводить комплексный анализ почвы и следить за соблюдением производителями всех правил.

— Традиционно многие люди автоматически причисляют к экологически чистой продукции дачные овощи и фрукты. Оправдано ли это?

— Товары на рынках и в магазинах проходят лабораторную проверку, продукты с нитратами, пестицидами, радионуклидами и так далее на прилавки не попадают. У продавцов «с земли», которые торгуют вокруг магазинов, на остановках, вдоль дорог, вы вряд ли увидите документы, подтверждающие качество товара. Если сомневаетесь в качестве продукции, отнесите картошку, морковку, салат в лабораторию. Например, тест на нитраты делают в городской, районной или областной санэпидемстанции, центрах гигиены или на рынке.

— Органическая продукция востребована во многих странах. Что нужно белорусским производителям для выхода на зарубежные рынки?

— У органических товаров высокий экспортный потенциал. Все больше людей по всему миру голосуют рублем за качественный и натуральный продукт. Особенно высок спрос в странах ЕС. Нужно этим пользоваться. Производством органической сельхозпродукции в нашей стране занимаются более 20 организаций, включая фермерские хозяйства. Для тех, кто хочет продавать органические продукты за рубеж, существуют особые требования. Не последнюю роль играют гарантия стабильности поставок, репутация поставщика. Начинающим аграриям, которые хотят пробовать силы в производстве и продаже органических продуктов, рекомендую поучаствовать в выставках, посвященных органическому сельскому хозяйству, где многие производители заключают первые договоры, находят будущих партнеров, обмениваются опытом.

— Экопродукты в магазине не редкость. Но громкие надписи часто вводят потребителя в заблуждение. Например, выясняется, что получены «чистые» и «полезные» продукты с помощью традиционных технологий с применением минеральных удобрений. Как защитить потребителей от подделок?

— Да, сейчас на полках магазинов хватает продукции с приставками «эко» и «био», но потребитель зачастую попадает на маркетинговую уловку и получает не тот продукт. Закон о производстве и обращении органической продукции расставит все точки над «и». На органической продукции производители смогут размещать специальный знак. Чтобы не запутаться, не спешите сразу опускать «натуральный продукт» в корзину. Читайте его состав.

— Во многих странах предусмотрены различные формы финансовой поддержки производителей органической продукции: налоговые послабления, кредиты, субсидии. Будут ли у нас поддерживать производителей экопродукции?

— Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2030 года доля органических земель в общей площади сельхозугодий может достигнуть 4–8%. Пока бюджетные затраты на это не предусматриваются. Но какая-то поддержка в рамках выполнения госпрограмм наверняка будет оказываться.

— Натуральные, органические продукты недешевые. На ваш взгляд, готово ли наше общество к их потреблению?

— Цены на овощи и фрукты, произведенные без химических препаратов, гормонов роста, антибиотиков, выше, чем на аналогичные товары без приставки «эко», на 10–15%, максимум на 20%. Я считаю, потребитель готов голосовать рублем за вкус натуральных продуктов. Посмотрите: укроп, помидоры, яблоки с бабушкиного огорода в переходах, на рынках разбирают очень быстро, для многих свои зелень, овощи, фрукты вкуснее выращенных в промышленных масштабах и продающихся в супермаркетах. Хотя, конечно, гарантии, что эти продукты органические, нет.

Цена на органические продукты зависит от двух факторов — себестоимости и конкуренции. Чем больше товара, тем он дешевле. Последние годы «органикой» начали активно интересоваться крупные торговые сети. Продукты, выращенные без химии, берут и специализированные онлайн-магазины. Органическим продуктам все чаще отдают предпочтение при изготовлении детского питания, их покупают люди, страдающие от аллергии. Мы пока в начале пути, главное, что спрос есть и он растет. Тем более органическое производство — это не только о еде. Развитие такой формы сельского хозяйства будет содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, созданию дополнительных рабочих мест. Еще один позитивный момент — переход к органическому производству снизит общий уровень загрязнения окружающей среды.