За какими рынками будущее
- 28.03.2019 11:25
Среди приоритетных направлений в экономике страны особую роль занимает экспорт. Сегодня белорусские товары покупают в 95 странах. Поиск новых рынков сбыта — задача, которую не раз ставил Президент. Была выведена даже золотая формула успеха для наших экспортеров. А именно треть продукции должна продаваться в Евразийском экономическом союзе, треть — в Евросоюзе и еще треть — в страны «дальней дуги». Как выполняются поручения Главы государства в этой сфере? Где предпочитают белорусское? Почему не везде ждут наши товары? И за какими рынками будущее? Этому посвящена очередная серия специального проекта «На контроле Президента» Агентства теленовостей, пишет sb.by.
О том, что в экспортной политике нужно смотреть на 360 градусов, не раз говорил Президент:
— Наша страна экспортирует две трети произведенного продукта. А значит, наше благополучие на внешних рынках. С этой мыслью руководителям следует засыпать и просыпаться. Для наращивания присутствия на внешних рынках мы должны эффективно встроиться в глобальные и региональные производственные сбытовые цепочки.
Ранее Александр Лукашенко озвучил и совершенно новый подход в торговле. Его потом назовут золотой формулой экспорта. Треть продукции отправлять на рынки ЕАЭС, треть — в страны Евросоюза, еще треть — в государства дальней дуги (это Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка). Понадобилось четыре года, чтобы приблизиться к этой формуле (см. инфографику).
Впрочем, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович уточняет, что за этими цифрами надо видеть качество:
— Например, рост на рынки ЕС — это наш полусырьевой и сырьевой экспорт. А если посмотреть на мировые примеры, то доля машиностроения, приборостроения в экспорте развитых стран, например, Швейцарии — 40 процентов и выше.
В среднем по стране склады загружены больше чем наполовину. Но цифра постепенно снижается, предприятия медленно, но распродают то, что было накоплено в сложные времена.
В 2016-м, например, когда Россия ограничила поставки белорусской молочки с ряда наших предприятий, волковысскому ОАО «Беллакт» также предрекали большие убытки. Оставался буквально шаг до закрытия.
— Жизнь нас подтолкнула перенаправить сухое молоко на другие рынки. С конца 2016-го и за весь 2017 год нам удалось полностью диверсифицировать экспорт сухого молока и успешно решить вопрос с запасами продукции на складах, — рассказал начальник отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Беллакт» Илья Корогодов.
Качество продукта — обязательное условие поставок. Ну и, конечно, вкусовые пожелания клиента. Страны Северной Африки, например, предпочитают очень сладкие каши. Освоить рынок Пакистана предприятию позволил сертификат халяль. Правда, пока даже с этим документом выйти на арабский мир не получится. Практически у каждого государства свои стандарты.
И если для молочных компаний отсутствие добавок и заменителей — это уже большой шаг на пути к сертификату, то с мясной продукцией все гораздо сложнее. Главное условие — чтобы в здании, где производят халяльную продукцию, вообще не было ни намека на свинину. Индонезийский стандарт и вовсе разрешает упоминать этот вид мяса не ближе чем в 5 километрах от комбината. Кобринский, Ошмянский и Оршанский мясокомбинаты уже приступили к модернизации своих предприятий под условия Востока.
Требование убрать свинину из производства существует и на китайском рынке. Могилевский мясокомбинат начал поставлять говядину в Поднебесную с мая прошлого года. Сегодня на это направление работает целая линия. Каждый месяц по 20 тонн отправляют в Китай. Но огромный азиатский рынок способен принять гораздо больше.
И все же Китай — рынок дополнительный. Скорее, это подушка безопасности и неплохая прибавка в нашу экспортную корзину. Берут тут далеко не все и не у всех. Зеленый свет в Поднебесную получили полсотни молочных предприятий, 5 птицефабрик и 2 мясокомбината. В этом году список расширится.
Проблема белорусского экспорта, как справедливо отмечают многие эксперты, не в плохом качестве продукции или в отсутствии условий для ее продаж, а в излишней скромности наших маркетологов, неумении продавать и смотреть на несколько шагов вперед. В прошлом году торгово-промышленная палата запустила пилотный образовательный проект. Учат говорить на одном языке независимо от географии. Кто готов сегодня сразиться за свое место на глобальном рынке — покажет ЭКСПО-2020 в Дубае. Эта выставка уже доказала, что способна удивить мир. И, возможно, удивить мир белорусской продукцией.