Вынужденное движение к рынку

Трудности в отношениях с Россией вынуждают Беларусь диверсифицировать внешнюю торговлю и повышать эффективность экономики.

После роста на 3% по итогам 2018 года белорусская экономика начала 2019-й замедлением темпов: в январе ВВП увеличился только на 0,7% по отношению к аналогичному месяцу 2018-го. Причем данный тренд наметился еще в середине прошлого года. Так, в декабре ВВП вырос на 0,8%, а в IV квартале — на 0,5%, пишет belmarket.by.



Основной причиной подобной динамики стал эффект базы. Благодаря разрешению нефтегазового конфликта в конце 2017 года Россия увеличила поставки нефти. Как следствие, в начале 2018-го обрабатывающая промышленность Беларуси, в частности нефтепереработка, быстро прибавляла. Таким образом, всплеск активности в прошлом году оказывает давление на экономические показатели в нынешнем.

Рост промышленности ожидаемо замедлился с 1,3% в декабре до 0,9% в январе. Причиной замедления стала обработка, рост которой практически прекратился. В январе 2019 года грузооборот на транспорте просел на 0,2% по отношению к аналогичному периоду 2018-го, производство продукции сельского хозяйства уменьшилось на 1,9%, а оборот розничной торговли увеличился на 4,2%.

Торговля по-прежнему является важным драйвером экономического роста. Потребительский спрос поддерживается быстрым ростом зарплат (на 11,6% в 2018 году), который во многом обусловлен как директивами властей, так и экспансией кредитования граждан (в декабре 2018 года данный показатель увеличился на 28% по сравнению с аналогичным месяцем 2017-го).

После исчерпания эффекта базы экономика начнет ускоряться в годовом выражении. По разным оценкам международных финансовых институтов, средний рост ВВП в 2019 году составит примерно 2,5%. В среднесрочной перспективе он может замедлиться до 2%, что соответствует потенциалу белорусской экономики. Ограничителями развития будут негативный демографический прогноз и низкая производительность труда.

Россия выставляет счет

Россия субсидировала белорусскую экономику в 2018 году примерно на 7 млрд долларов. Речь идет о поставках газа и нефти по сниженным ценам, а также об отсутствии экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Прямые и косвенные субсидии за период независимости Беларуси достигли, по некоторым оценкам, 100 млрд долларов.

В 2018 году Беларусь импортировала 20,33 млрд куб. м газа по 132,4 доллара за 1000 куб. м. В другие государства «Газпром» поставлял голубое топливо в среднем по 222,8 доллара за 1000 кубометров. Таким образом, разница составила 1,83 млрд долларов.

Беларусь получает российскую нефть не только беспошлинно, но и по более низкой цене: в 2018 году нефтеперерабатывающие предприятия страны закупали ее по 51 доллару за баррель. Для сравнения: компании из РФ поставляли нефть марки Urals в другие страны по 70 долларов/баррель. В минувшем году Беларусь приобрела 18 млн т, или 133,7 млн баррелей, черного золота. Разница по сравнению со стандартной ценой экспорта нефти из России составила 2,5 млрд долларов.

Минимальные ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 2018 году в России составили соответственно 118 и 35 долларов за тонну. Как следствие, при отсутствии пошлин и объемах поставок в 18 млн т нефти и 2,74 млн т нефтепродуктов Беларусь сэкономила еще 2,25 млрд долларов

В итоге сумма льгот для Беларуси составила 6,58 млрд долларов (например, столько же в российском бюджете на 2018 год было заложено на здравоохранение). К данной сумме нужно прибавить 398 млн долларов пошлин при экспорте 11,93 млн т нефтепродуктов из российского черного золота. В 2018 году минимальная ставка составляла 33,4 доллара/т.

В России начался налоговый маневр, благодаря которому к 2024 году экспортные пошлины снизятся до нуля, однако повысится налог на добычу полезных ископаемых. Как результат, в 2019 году Беларусь потеряет 400–500 млн долларов.

Москва отказалась обсуждать механизмы компенсации потерь до тех пор, пока не будут приняты принципиальные решения о дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. В Минске же рассчитывают на покупку нефти и газа по льготным ценам и выступают против прямых компенсаций, которые сделают очевидной степень дотирования белорусской экономики.

Экономические выгоды России от союза с Беларусью неочевидны. Например, даже несмотря на существенные скидки, последняя отказывается отправлять грузы через российские порты и предпочитает им прибалтийские. Неудивительно, что, учитывая западные санкции, РФ начинает пересматривать свои приоритеты и ужесточать условия экономического сотрудничества с Беларусью.

Крен на Запад

Трудности в отношениях с Россией заставляют Беларусь искать новые источники роста экономики. Как следствие, повышается значимость западного вектора. Помимо того, страна активизировалась на китайском направлении. КНР помогает белорусам развивать ракетное вооружение и спутники, а также строит в Минске индустриальный парк. Расширение сотрудничества с Поднебесной направлено на привлечение инвестиций и создание альтернативы отношениям с РФ.

В рамках оптимистического сценария в 2020 году Беларусь может увеличить экспорт сельхозпродукции и продовольствия до 6,2 млрд долларов. С учетом благоприятной конъюнктуры рынка данный показатель может достигнуть 7 млрд долларов. Такие оценки подкреплены стратегией развития молочной отрасли до 2025 года. К слову, аналогичная стратегия разрабатывается и в мясной отрасли.

Помимо укрупнения предприятий и повышения их конкурентоспособности на мировых рынках, к 2025 году Беларусь рассчитывает увеличить производство молока на 2–2,5 млн т. Это позволит не только снизить себестоимость продукции, но и выйти на глобальные рынки с широким ассортиментом молочных товаров, обеспеченным значительными объемами.

Минсельхозпрод планирует экспортировать картофель в Евросоюз. Правда, пока в силу некоторых директив ЕС у Беларуси нет такого права. Тем не менее страна настроена решительно и уже подала в Еврокомиссию заявку на переаттестацию своих сельхоз­угодий.

Стоит отметить, что между ЕС и Беларусью есть ряд проблем торгово-экономического характера. В частности, правительство страны ставит в вину европейским партнерам создание серьезных препятствий на пути белорусской продукции на рынок ЕС. Не секрет, что Евросоюз проводит протекционистскую политику по отношению к своему рынку продовольствия, используя для этого фитосанитарный стандарт и уделяя повышенное внимание безопасности продуктов питания. Данные меры приводят к тому, что, например, белорусские производители годами не могут получить разрешение на экспорт своей продукции в ЕС.

В 2018 году предприятия Беларуси увеличили экспорт сельхозпродукции и продуктов питания на 5,3%, до 5,235 млрд долларов. При этом доля России в общей структуре поставок снизилась на 6,3 п. п., до 79%. Белорусская продукция экспортировалась в общей сложности в 95 стран. По итогам 2019 года Минсельхозпрод намерен увеличить поставки на 8,6%, до 5,7 млрд долларов. Отметим, что на Беларусь приходится около 6% мирового экспорта молочной продукции.

Страна делает ставку на товары с высокой добавленной стоимостью, в частности на продукцию военно-промышленного комплекса. В 2018 году предприятия ВПК экспортировали товаров более чем на миллиард долларов. Как итог, Беларусь стала 18-й в глобальном рейтинге экспортеров оружия. Росту поставок продукции ВПК способствуют международная обстановка и продолжающаяся модернизация отрасли.

Компенсировать потери

Потери от российского налогового маневра заставляют Беларусь рассматривать различные варианты их компенсации. Один из них связан с увеличением реэкспорта продукции из третьих государств. Так, по данным Белстата, в 2018 году Беларусь экспортировала почти 854 тыс. т угля (в 5,2 раза больше, чем годом ранее), а ведь страна его не добывает.

Рост поставок обеспечен преимущественно транспортировкой угля на Украину, считает российский медиахолдинг РБК. Отгрузки угля в эту страну увеличились почти до 588,5 тыс. т. Беларусь импортировала вдвое больше угля, чем годом ранее, — 1,6 млн т, причем большая часть (1,2 млн т) была ввезена из России. По данным Белстата, в денежном выражении импорт угля в Беларусь в 2018 году составил 107 млн долларов (средняя цена — 65 долларов/т), экспорт — 74,9 млн долларов (87,7 доллара/т).

Другим направлением компенсации потерь является привлечение кредитов. Беларусь запросила у РФ 600 млн долларов на рефинансирование платежей по кредитам российского правительства в 2019 году. Эти средства заложены в бюджет РФ на нынешний год.

На начало 2019 года внешний госдолг Беларуси достиг 16,9 млрд долларов. В 2018-м правительство привлекло внешние госзаймы более чем на 2,353 млрд долларов, причем 879,1 млн из них поступило от правительства и банков России.

 

Автор: Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика» (Краков)