Возвращение к хлебу

Мясо, молоко, фрукты и другие продукты в последние годы потеснили хлеб в потребительской корзине белорусов, пишет belmarket.by. Разработка оригинальных рецептов хлебов — один из способов удержать покупателя в условиях перенасыщенного продовольственного рынка, убеждена заместитель генерального директора КУП «Минскхлебпром» Галина ЛЕОНОВИЧ.

— Галина Ивановна, как оцениваете рынок хлеба и хлебопродуктов в нашей стране, его динамику, структуру, потребительские предпочтения?

— Хлеб — это своеобразная визитная карточка страны, достоинство и гордость хлебопеков Беларуси. Объем произведенного в 2017 году хлебного каравая (без учета выпуска в торговых сетях) в целом по стране составил 480,4 тыс. т. Удельный вес КУП «Минскхлебпром» в этих цифрах — 19,6 %.

К сожалению, в последние годы потребление хлеба ежегодно снижалось примерно на 1,5—2 %. Поскольку потребительская корзина состоит из множества продуктов, увеличение потребления более дорогостоящих, например мяса, рыбы, фруктов, частично заместило хлеб.

Кроме того, меняется культура питания. В частности, появилась мода на безглютеновую диету. При этом многие люди, придерживающиеся принципов здорового питания, ошибочно полагают, что хлеб является продуктом нездоровым и высококалорийным. На самом деле именно ржаной хлеб следует отнести к продуктам полноценного питания, поскольку он содержит белки, углеводы, микро- и макроэлементы, витамины группы В, незаменимые аминокислоты и волокна.

Впрочем, одновременно мода на здоровье стимулирует популярность линейки десертного хлеба с курагой, орехами, черносливом, семечками, цукатами. Такой вариант десерта является здоровой альтернативой сдобной булочке.

— В последнее время в столице, да и в других городах, появилось большое количество мини-пекарен, предлагающих свежую выпечку. Как в таких условиях удержать позиции крупным производителям вроде КУП «Минскхлебпром»?

— Очевидно, что конкуренция на рынке хлебобулочных изделий высока. Развитие торговых объектов, зачастую сопровождающееся организацией собственного производства хлебобулочных и кондитерских изделий, появление частных пекарен, выпечка на дому, в том числе на продажу, привели к тому, что выбор покупателя значительно расширился. Разумеется, в таких условиях крупное предприятие должно работать максимально эффективно, быть гибким, следить за новыми тенденциями, так как потребительские предпочтения все время меняются, покупатель хочет пробовать что-то новое, оригинальное.

Полагаю, для КУП «Минскхлебпром» конкуренция — отличный стимул. Мы никогда не стоим на месте! Служба технологов совместно с отделом маркетинга непрерывно работает над созданием новых, оригинальных рецептов, над усовершенствованием уже существующего продукта. Здоровая конкуренция стимулирует и подстегивает все структуры предприятия работать с максимальной отдачей, чтобы в полном объеме удовлетворить покупательский спрос.

— По субъективным ощущениям потребителя, сегмент хлебобулочных изделий сегодня перенасыщен разного рода торговыми марками, номенклатура товаров широка. Как успешно обозначить продукцию, обеспечить ее узнаваемость, склонить потребителя на свою сторону?

— Хлеб — один из немногих продуктов, присутствующих на столе практически в каждом доме. Многие покупатели исходят из вкусовых предпочтений и предпочитают конкретные сорта хлеба, но есть и те, кто выбирает разнообразие, любит гастрономические эксперименты. Разработка новых видов хлебобулочных изделий — это не прихоть производителя, а необходимость, продиктованная конкуренцией на рынке хлебобулочных изделий. Лучшей рекламой каждого нашего продукта являются высокий авторитет предприятия и доверие покупателей. Знак «Знатны Пачастунак» является гарантией высоких вкусовых и качественных характеристик продукта, натуральных ингредиентов и качественной, безопасной упаковки.

— В отличие от некоторых других продуктовых сегментов, на внутреннем рынке хлеба и хлебобулочных изделий уверенно доминируют отечественные производители. Благодаря чему? Как удержать лидерство в конкурентной борьбе с импортом, особенно по продуктам с более длительным сроком годности, по которым повышается потенциал проникновения к нам зарубежной продукции?

— Очевидно, что хлеб относится к категории скоропортящихся продуктов. Именно по этой причине хлебозаводы работают круглосуточно, ведь важно поставлять в магазины свежий, вкусный и ароматный продукт. Конечно, есть множество способов увеличить срок хранения хлеба. Самый простой — консерванты, как натуральные, так и синтетические. «Минскхлебпром» предлагает покупателю хлеб из натурального сырья без лишних консервантов и усилителей вкуса.

Продажи того или иного хлеба зависят от предпочтений покупателей, а они голосуют за натуральность. Поэтому иностранные компании не составляют серьезную конкуренцию белорусским производителям, которые известны тем, что производят натуральный продукт.

— Галина Ивановна, удалось ли белорусскому хлебу выйти на экспортные рынки?

— Отрадно, что продукция КУП «Минскхлебпром» пришлась по вкусу не только отечественным, но и зарубежным потребителям. Мы экспортируем ее в Россию, Израиль, Иорданию, Армению, Таджикистан, Узбекистан.

При поставках в страны ближнего и дальнего зарубежья ржаного и ржано-пшеничного хлеба высокой степени готовности, а также кондитерских изделий мы применяем технологию шоковой заморозки. При температуре до -30 °С изделие замораживается (шокируется) и в течение шести месяцев может храниться при -18 °С без применения консервантов. Такой способ позволяет обеспечить качество и свежесть хлеба.

— Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Беларуси?

— Хлеб остается традиционным национальным продуктом, его любят люди всех возрастов. На мой взгляд, падение потребительского спроса — временное явление. Спрос стабилизируется, просто, повторюсь, предприятиям надо четко понимать, чего ждет покупатель от производителя.