Вы здесь

«Возможно, придется докидывать «фейковый» мусор»: поможет ли наука привить хорошие экологические привычки?

За последние восемь лет объемы сбора вторсырья у нас выросли вдвое. Но нам есть куда стремиться: по этому показателю нас по-прежнему обгоняют многие развитые страны, пишет sb.by.

Почему там сортировка мусора — обыденность, а у нас нет? Можно ли исправить ситуацию? Об этом беседа с экспертом по поведенческой экономике, ассистентом кафедры экономической теории Белорусского государственного экономического университета Александром Кравченко.

— Во многих западных странах граждане тщательно сортируют отходы. Потому что штрафы большие. В результате на свалку отправляется всего 5–10% мусора. У нас эта цифра в разы больше. Выходит, все дело не в культуре, а в экономике?

— На самом деле к экономистам редко обращаются по вопросам экологии. И для этого есть объективные причины. Часть специалистов объясняют это тем, что окружающая среда по своей сути никому не принадлежит, а раз собственника нет, то и некому прилагать усилия, чтобы сохранить или улучшить данную «собственность». Отсутствие собственника также приводит к тому, что мы не можем сделать нормальный «рынок загрязнения», где права на загрязнение покупались бы не только производителями (что уже частично реализовано), но и покупателями, а последнее не менее важно, ведь, если бы мы могли в денежной форме представить, какой урон окружающей среде наносит та или иная покупка, и вложить это в стоимость приобретаемого товара, причем сделать это очень явно, например, отдельной строкой в ценнике, — это был бы отличный стимул, чтобы люди стали больше заботиться о природе.

Второе объяснение — отсутствие единого понимания, что означают в данном случае такие слова, как «эффективность» и «оптимальность», а для экономистов это важно. Ведь если мы просто интуитивно скажем, что «уменьшение выбросов эффективно с точки зрения экологии», то сразу возникнет вопрос: а на сколько?

— В Советском Союзе сортировкой отходов было охвачено все население: тару из-под молока, кефира или напитков собирали, перемывали и сдавали в заготовительные пункты. Сейчас мы, к слову, снова к этому возвращаемся: в 2020 году у нас планируют внедрить депозитную систему сбора тары. Но почему тогда в постсоветских странах начали расти свалки?

— В развитых странах культура потребления эволюционировала относительно медленно и к ней подтягивалась вся необходимая инфраструктура, в том числе и переработка мусора. В СССР формировалась культура долгого потребления вещей и их ремонта, этакой «бытовой переработки», когда вещь переставала использоваться по основному назначению, но находила свое применение в другом месте.

И фактически советские свалки были ориентированы на данную модель поведения. После же развала СССР культура потребления резко изменилась, а вот инфраструктура — нет.

— По итогам прошлого года вторую жизнь у нас получило около 17% отходов. Тем временем потенциально мы можем переработать примерно четверть всех ТКО. Но очевидно, что здесь одним развитием инфраструктуры не ограничишься: у человека всегда есть выбор и без должной мотивации он скорее предпочтет наименее трудозатратный вариант. Как подтолкнуть человека к сортировке отходов? Наказывать рублем или, наоборот, поощрять?

— В рамках поведенческой экономики проводились исследования, благодаря которым удалось выяснить, что информирование о важности переработки мусора в долгосрочном разрезе более эффективно, чем финансовое стимулирование.

Кроме того, для любого экологичного поведения важна обратная связь и не менее важна социальная норма. Люди склонны сравнивать свое поведение с поведением других, особенно, если сами не знают, как поступить. Так, исследование, проводившееся в Норвегии, показало, что объем мусора, который люди отдавали на переработку, тесно связан с тем, что об этом думают другие.

В Англии проводили эксперимент и рассылали информацию о среднем количестве мусора, переданном на переработку по каждой улице, что скорректировало поведение жильцов, хотя и не столь значительно — всего на 2,8%. Однако даже это можно считать достижением с учетом того, что рассылка такой информации стоит не очень дорого.

— Иными словами, чтобы привить экологичное поведение, необязательно запугивать людей большими штрафами?

— Это чисто экономический метод, он применяется в большинстве развитых стран. Однако у нас данная практика хорошо будет работать для частного сектора и столкнется с множеством проблем и вопросов для многоквартирных домов, где большинство населения и проживает. На тему того, как стимулировать людей сортировать отходы, проводилось несколько любопытных экспериментов. Разумно принять во внимание их результаты и у нас. Например, в Эдинбурге в частных домах уменьшили размеры мусорных баков для неразделенных отходов, в то время как остальные контейнеры остались без изменения. Есть данные, что это позволило увеличить объем переработки отходов на 85%.

Еще один интересный момент: если предмет поврежден, допустим, металлическая банка сплюснута или бумага порвана, то чаще люди воспринимают такие вещи уже как бесполезные и просто выкидывают их в мусор, а не отдают на переработку. Или другой пример: то, что раньше было фишкой сети кофеен «Старбакс», — писать имя на стакане с кофе. Если человек как-то может с помощью вещи идентифицировать себя с каким-нибудь сообществом (например, имя, эмблема организации, университета или факультета), то, скорее всего, он эту вещь не выкинет, а отдаст на переработку.

— В отличие от переработки идея сокращения количества отходов у нас пока не особо продвигается. Тем временем в сумме две эти стратегии могли бы дать заметный эффект.

— Эксперименты по сокращению количества мусора проводились в Шведском университете. В настройках всех принтеров по умолчанию установили двухстороннюю печать. Такое простое действие привело к

15-процентному сокращению потребления бумаги (а значит, и к меньшему производству отходов). Могло бы такое сработать у нас? И да, и нет. С одной стороны, я уверен, часть людей просто не знает, как настраивать данную функцию, даже если принтер позволяет это делать, с другой — по какому-то негласному правилу документы, которые подписываются, люди распечатывают по одной странице на лист. Возможно, если мы изначально введем требование, чтобы все официальные документы печатались на двух сторонах бумаги, это действительно сократит объем бумажного мусора.

Еще один пример — наклейки No junk mail, please! (вольный перевод — «Не кидайте спам, пожалуйста»), которые, по данным одного из исследований, позволили американцам существенно сократить поступление нежелательной почты. По Германии точных данных нет, но у них такое подталкивание еще и подкреплено судебной системой, куда можно обратиться, если эту наклейку будут игнорировать. Меньше ненужной рассылки — меньше ее производится и меньше мусора в результате получаем.

— Что из зарубежных исследований мы могли бы почерпнуть для применения на практике у нас?

— Прежде всего опции по умолчанию. Например, априори во всех магазинах предлагают пластиковые пакеты, оправдывая это удобством и простотой. Но если ввести другие опции по умолчанию, это, возможно, сократит количество сложноперерабатываемого мусора.

Второе: надо обязательно учитывать, что желаемое поведение должно быть простым. Текущий сбор раздельного мусора в виде стоящих во дворе контейнеров требует сразу массы усилий: разделить мусор (что иногда не так-то просто), спуститься на улицу и понять, в какой контейнер что нужно закинуть. Альтернатива — все скинуть в кучу и выкинуть в мусоропровод — выглядит привлекательнее. И заварить мусоропроводы — это не решение проблемы. Важно, чтобы само разделение мусора было простым и понятным, чтобы не приходилось стоять и думать, а вот то, что у меня в руках, все-таки больше подходит куда? Для этого можно ввести обязательные маркировки на упаковки товаров, а сами контейнеры сделать с разными символами, совпадающими с маркировкой на товарах.

Новости по теме:
Компания Hardcastle Restaurants Pvt Ltd, представляющая рестораны McDonald's на юге и западе Индии, заправляет все свои...
Мировой лидер производства конструкторов выпустил новую серию, посвященную растениям. Детали для таких игрушек будут...
Сенсационных выводов не последовало: подопытные стали толще, но не здоровее. Гродненский Зеленый портал разбирался,...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
 

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.