Вы здесь

Визуальный мерчандайзинг: тренды–2021

01.04.2021

Визуальный мерчандайзинг — это не просто создание красивой картинки, а совокупность проектных, дизайнерских и коммуникационных решений. Грамотный подход к использованию этого инструмента охватывает многие бизнес-процессы, в том числе планирование продаж, формирование ассортимента, закупку оборудования. На требования к мерчандайзингу повлияла и пандемия: магазин сегодняшнего дня должен быть безопасным для клиента, гибким и настроенным на неизвестное будущее.

Фото: из интернета

Главная цель визуального мерчандайзинга — максимально эффективный сбыт товаров, формирование стимула для покупки. Сейчас, когда эмоции стали называть «третьей нефтью», возрастает роль визуального мерчандайзинга в создании эмоционального торгового пространства, воздействии на чувства потребителя и управление покупательским поведением при помощи чувств.

Что такое грамотный визуальный мерчандайзинг?

Визуальный мерчандайзинг — это совокупность проектных, дизайнерских, коммуникационных решений магазина, обеспечивающих высокую эмоциональную вовлеченность, комфорт покупателя в процессе покупки, заинтересованность и готовность совершить покупку. Эффективный и грамотный визуальный мерчандайзинг, по мнению генерального директора компании IdeaSupermarket Елены КУЧИХИНОЙ, состоит из:

  • брендинга, соответствующего формату и целевой аудитории;
  • грамотного проекта торгового предприятия, позволяющего клиенту ознакомиться со всем товарным ассортиментом и услугами, обеспечивающего комфортное передвижение покупателя и его взаимодействие со всеми торговыми отделами и зонами магазина;
  • дизайнерского решения фасада, витрины и торгового зала, основанного на проекте, знании потребителя, маркетинговых приемах и технологиях стимулирования продаж;
  • визуальных коммуникациях внутри торгового зала, в витрине и на фасаде, которые обеспечат информирование покупателя о предложениях и простимулируют совершение покупки;
  • собственно самого мерчандайзинга как размещения товара на полках так, чтобы клиенты их заметили и купили.

«Визуальный мерчандайзинг описывается формулой: see it — like it — buy it (вижу — нравится — покупаю), — рассказывает эксперт в области трансформации и разработки современных розничных форматов, дизайн-концептов и стандартов магазинов Елена ЛЕБЕДЕВА. — Приемы мерчандайзинга сильно зависят от товарной категории, торгового оборудования, ценового позиционирования, способа обслуживания и рекламной политики магазина».

Управление мерчандайзингом влияет на коммерческие показатели — сокращение издержек и повышение продаж, поэтому грамотный мерчандайзинг должен охватывать все бизнес-процессы — продажи, закупки, формирование ассортиментной матрицы, планировочные решения, и оборудование, считает эксперт-консультант в области мерчандайзинга и организации торгового пространства Елена ПАНТЕЛЕЙМОНОВА.

В зависимости от формата

Визуальный мерчандайзинг напрямую зависит от формата магазина. По сути, формат диктует правила проектирования и оформления торгового пространства, от него зависит выбор цветовой гаммы, материалов, расположения отделов и стиля коммуникаций.

«У каждого формата свои довольно устойчивые законы: вместимость SKU на квадратный метр, способы презентации товара, используемые материалы, язык рекламных и фото коммуникаций, POS-материалов и даже ценников, — поясняет Елена ЛЕБЕДЕВА. — В люксовом магазине не станут использовать крупные желтые ценники, а в дисконт-центре не сработают сдержанные черно-белые коммуникации мелкого размера».

Площадь магазина влияет на подготовку планировочного решения — последовательность расположения товарных групп, управление покупательским потоком. «Например, в минимаркете нет деления на отделы, все располагается компактно — холодильник с мясными полуфабрикатами и рядом — сопутствующие товары из бакалейной группы — масла, уксусы, паста, — поясняет Елена ПАНТЕЛЕЙМОНОВА. — В супермаркете последовательность отделов выстраивается по направлению движения покупателя. Поэтому задача мерчандайзеров — знать все товарные группы с точки зрения логики совершения покупок и уже на этапе планировочного решения расположить отделы и оборудование так, чтобы покупателю не нужно было метаться по всему магазину в поисках нужного товара, а коммуникация была понятна на интуитивном уровне».

Фокусные точки

Один из важных вопросов управления — на чем следует фокусироваться при разработке решений визуального мерчандайзинга в офлайн-рознице.

«Ключевое слово — "фокус", то есть нельзя выделить все и сразу, — считает Елена ЛЕБЕДЕВА. — Фокусные точки должны быть "магнитами" на пути в магазине, расположенными примерно каждые 10–15 метров, и у каждого из них должна быть коммерческая цель. Ведь приемы мерчандайзинга — это "магия", которая помогает достигать цели бизнеса».

Более глобальный подход предлагает Елена ПАНТЕЛЕЙМОНОВА, рекомендуя использовать в мерчандайзинге как можно больше цифр — штуки, метры, группы, SKU, планы и анализ продаж. При анализе ассортимента надо учитывать квадратные и линейные метры, чтобы понимать, каким категориям выделить больше места, а какие урезать, чтобы увеличить прибыль с 1 кв. м.

Например, сеть фиксировала постоянный отток покупателей. При анализе чеков выяснилось, что 35% покупателей приходят за молочными продуктами, а эта группа товаров занимает всего лишь 10% полочного пространства.

Анализ расположения торгового оборудования поможет понять, как сделать расстановку более удобной для покупателя. Надо знать максимальное количество фэйсов (количество единиц одного SKU на полке), высоту и глубину полки, чтобы правильно рассчитать минимальный товарный запас — сколько штук товара необходимо, чтобы заполнить полку. План выкладки должен влиять на план заказа — сколько и какого товара необходимо заказать.

Нередко расчеты ассортимента и объема делаются примерно, в результате, оказывается, что запланированный товар некуда размещать: например, в зале находятся три холодильника, а под такой ассортимент продуктов необходимо, как минимум, пять.

Нельзя поставить мерчандайзинг, не погружаясь в процесс, не зная, как устроена розница, работает продавец, удобно ли ему поддерживать планограмму, сколько времени это занимает и так далее.

Тренды мерчандайзинга — 2021

Тренды визуального мерчандайзинга обусловлены изменением покупательского поведения.

«Покупатели испытывают огромную информационную нагрузку и стали очень избирательны в своем выборе, — рассказывает Елена КУЧИХИНА. — Внимание сейчас может привлечь либо очень релевантное запросу предложение (причем под предложением имеется в виду не только коммуникация, но и весь визуальный мерчандайзинг — от брендинга до выкладки на полках), либо что-то действительно необычное, яркое и смелое. Правда, с последним вариантом надо быть точно уверенным в позитивном восприятии смелых решений. Негатив тут не подойдет».

Кроме того, приходят новые поколения, чьи запросы и визуальное восприятие существенно отличаются от восприятия старших покупательских групп. Поэтому мерчандайзерам нужен свежий взгляд на оформление торгового пространства. Имеет смысл искать новые варианты, идеи и образы, осваивать новые дизайнерские направления.

Еще один фактор изменения предпочтений — затянувшаяся пандемия. «Люди в целом очень устали от стресса, вызванного пандемией, нестабильной экономикой и постоянно нагнетаемого в СМИ негатива, — отмечает Елена КУЧИХИНА. — Поэтом необходимо предложить им пространство, наполненное позитивом и хорошим эмоциональным фоном, ибо ритейл становится не просто местом совершения покупки, но и местом времяпрепровождения и именно так покупатели будут его оценивать».

Выделим основные тренды визуального мерчандайзинга 2021:

  • Модульность проектных и дизайнерских решений. Создаются легко изменяемые пространства, способные трансформироваться под изменения ассортимента, промо, сезонности и т. п. Используется гибкое и передвигающееся оборудование, позволяющее быстро делать перестановку в зависимости от задач и потребностей. Магазин сегодняшнего дня должен быть гибким и настроенным на неизвестное будущее.
  • Экологичный дизайн, использование экологичных материалов и технологий, натуральной цветовой гаммы. При этом яркие акценты в коммуникациях приветствуются.
  • Тщательная работа с коммуникациями на всех уровнях пространства магазина, а также на разных уровнях сознания потребителя.
  • Создание эмоционального торгового пространства, пробуждение чувств и эмоций потребителя, воздействие на них и управление с их помощью потребительским поведением.
  • Креативность — важный тренд для поколений z и альфа. «Один из новейших трендов — создание так называемых neon moment — элементов интерьера, достойных селфи и публикации фото соцсетях, — отмечает Елена ЛЕБЕДЕВА. — Недостаточно ровно расставить торговое оборудование и красиво развесить одежду. Надо знать, чем зацепить посетителя, что его остановит, чтобы восхититься и сделать фото, которым он потом поделится? Такими элементами дизайна могут быть как большие конструкции, целые инстазоны, так и маленькие детали на самом товаре или полке».
  • Создание безопасного пространства (результат пандемии), которое включает в себя и широкие проходы, и возможность бесконтактной покупки, и размещение дезинфицирующих и защитных средств в торговых залах, и информирование потребителя о дополнительных мерах безопасности, предпринимаемые магазином для защиты своих покупателей.
  • Организация удаленной работы мерчандайзеров, цифровизация мерчандайзинга.
  • В пандемию особенно повысился спрос на автоматические, роботизированные решения для контроля за полкой. С помощью таких решений ритейл оперативно управляет выкладкой и меняет планограммы.
  • Онлайн стал частью торгового зала — оснащаются специальные пространства для хранения онлайн-заказов, пункты выдачи заказа, устанавливаются терминалы. «Можно повысить доверие покупателей, если сделать склад прозрачным, — рассказывает Елена ПАНТЕЛЕЙМОНОВА, — пусть все видят, что находится внутри, как разложены товары и формируется заказ. Это с одной стороны — элемент шоу, с другой — демонстрация открытости и устойчивого развития компании».

В кризис ритейлеры стали более серьезно относиться к вопросам кросс-мерчандайзинга и повышения эффективности прикассовой зоны, таким образом увеличивая количество позиций в чеке.

Мерчандайзеры: штат или аутсорсинг?

Возрастает востребованность профессиональных мерчандайзеров, многопрофильных специалистов, способных обеспечить удобство покупателей и высокий уровень продаж. Многие компании приобретают автоматизированные мерчандайзинговые программы, но купить ИТ-решение недостаточно, надо уметь им пользоваться, владеть ситуацией, знать тренды и иметь аналитику. Как считает Елена ПАНТЕЛЕЙМОНОВА, в России мало где готовят квалифицированных мерчандайзеров, до сих пор отрасль использует обучающие книги, которые уже морально устарели, так как ни в одной из книг не говорится про связь визуального мерчандайзинга с бизнес-аналитикой. Крупные компании не развивают своих мерчандайзеров, сужая круг из возможностей.

Остается актуальным вопрос иметь собственный штат сотрудников или обратиться к аутсорсингу.

«Конечно, у ритейлеров есть свои мерчандайзеры, но производители по-прежнему предпочитают оставлять контроль мерчандайзинга в торговой точке за собой, — рассказывает шеф-редактор портала Merchаndising.ru Мария ГРИГОРЬЕВА. — Нанимать сотрудников в штат или привлекать на аутсорсинге — это вопрос, на который ни у производителей, ни у агентств нет простого ответа. Собственный штат — это, как правило, "привилегия" крупных компаний с развитой региональной сетью. Но и они обращаются к аутсорсингу, в том случае, когда это целесообразно. Например, в рамках пилотных проектов в отдельных регионах или на временных проектах, скажем, по техническому мерчандайзингу».

Согласно ежегодному исследованию портала Merchаndising.ru «Рейтинг мерчандайзинговых агентств», в 2020 году самыми востребованными сервисами среди заказчиков оставались мерчандайзинг (более 80%) и технический мерчандайзинг (57%).

Спрос на мерчандайзеров растет, это подтверждает и рост количества вакансий, и повышение зарплатной ставки мерчандайзеров. Но в разных регионах ситуация может отличаться. Merchаndising.ru представляет аналитику (отчеты Salary Index), позволяющую видеть ситуацию в динамике, по конкретным регионам и сегментам.

Графика: Merchаndising.ru

Источник: Retail.ru со ссылкой на Merchаndising.ru

Новости по теме:
Первый рейтинг крупнейших сыродельных компаний России представят Streda Consulting и информационное агентство Milknews...
Беларусь нарастила поставки молочных продуктов на российский рынок и свою долю в импорте. Особенно заметна динамика по...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.