Вы здесь

Валентин СОКОЛОВСКИЙ: «Онлайн торговля растет, но и у офлайна есть большой потенциал»

09.04.2020
Валентин СОКОЛОВСКИЙ
менеджер по развитию бизнеса компании SATIO

62 % белорусов пессимистично оценивают будущее, ожидают падения уровня своих зарплат и собираются уменьшать расходы. Однако на питании большинство из них экономить не собираются, скорее, наоборот. Секвестру подвергнутся траты на развлечения и товары длительного пользования, а 40 % респондентов планируют урезать бюджет на алкоголь. Валентин СОКОЛОВСКИЙ, менеджер по развитию бизнеса компании SATIO, рассказал ПРОДУКТ.BY о новых трендах в потребительском поведении.

Валентин СОКОЛОВСКИЙ — менеджер по развитию бизнеса компании SATIO

 

Очевидный мировой тренд в условиях коронавируса — стремительный рост онлайн-шоппинга. В Беларуси сейчас также настало время быстрого роста и развития онлайн торговли. При этом стоит учитывать, что, несмотря на широкое проникновение интернета и смартфонов, в Беларуси не так и много онлайн-игроков в сфере продовольственных товаров, да и организация сервисов часто не позволяет совершать удобные покупки. Казалось бы, сейчас самое время задействовать именно этот канал, но не все так однозначно. Рассчитывать на быструю отдачу при запуске с нуля можно только в случае, если эпидемия коронавируса растянется не менее, чем на полгода. Конечно, при условии, что проект онлайн магазина в компании уже в высокой степени готовности, стоит сделать последний решающий шаг.

25 % покупателей никогда не будут покупать онлайн

Компания САТИО изучила отношение покупателей к разным форматам розницы. Три четверти отмечают, что онлайн магазинов в Беларуси не хватает, говорят, что хотят видеть их в большем количестве — иметь выбор. При этом значительная доля респондентов не требует ничего экстраординарного, а только, чтобы онлайн-магазин хорошо выполнял свою прямую функцию. Вместе с тем, 25 % покупателей отвечают, что никогда не будут покупать онлайн. И это не только люди старшего возраста, но и молодежь. Причинами называют недоверие к самому формату (достоверности информации на сайте продавца, свежести продуктов, точности доставки), а также ни с чем не сравнимое удовольствие от офлайн покупок.

Для всех покупателей Беларуси очень важна лояльность к локальным производителям и розничным сетям: любить своё — это про них. Им важно приходить в любимую точку, к производителю, заслужившему доверие, и они готовы переплатить за эти доверительные отношения. Вот когда начинает приносить дивиденды работа с брендом!

Новые сети не нужны — существующие должны работать еще лучше

Беларусь, как показывают исследования, очень консервативна в своих подходах к рознице. Мы не очень хотим, чтобы сюда пришли и новые сети, а только, чтобы существующие работали лучше. Хотя белорусская розница и так достаточна прогрессивна — с точки зрения технологий мы не отстаем от Центральной Европы, а в чем-то и превосходим ее. Покупатель готов к технологическим новшествам, но не может сформулировать, чего ему конкретно не хватает — это тормозит дальнейшее развитие.

40% покупателей уже готовы пользоваться продуктоматами

Если три года назад мы говорили, что белорусский покупатель не готов к технологическим новшествам в торговле, то сейчас приходится констатировать, что тормозят сети и производители. Покупатели созрели: 40%, например, готовы пользоваться продуктоматами, но у нас нет ни одной сети, которая бы их внедрила. Между тем в России система прекрасно работает. В Прибалтике сектор продуктоматов показал в последнее время взрывной рост, ведь это — та же бесконтактная покупка максимально безопасным способом в удобной потребителю локации. С учетом того, что свежие продукты сильно упали, а растут товары длительного хранения, все просто сошлось в одной точке, чтобы и нам сделать решительный шаг.

Гипермаркеты прибавляют

В Прибалтике есть оператор, который принимает заказы на доставку разных товаров в пункт самовывоза и возможностью получения в удобное время. По отзывам покупателей, такой сервис был бы востребован и у нас. Но сети, вместо того, чтобы прислушаться и сделать, то, что от них ждут, ищут объяснения почему это невозможно сделать. У них пока есть основания полагаться на традиционные гипермаркеты, расположенные не в торгово-развлекательных центрах. По данным российских, украинских, отчасти белорусских сетей, этот формат существенно прибавил на фоне эпидемии. За него — широкие проходы, большой выбор товаров, возможность закупить все необходимое, минимизируя при этом число контактов. Однако большой вопрос, смогут ли гипермаркеты удержать этого покупателя — если ничего не поменяется, то покупатель опять вернется к покупкам в небольших форматах.

На прямой связи с потребителем

В последнее время в мире начали развиваться D2C продажи, когда производитель, минуя посредников работает напрямую с потребителем. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, возможно, даже не столько с точки зрения выгоды, сколько ради сохранения производства или обеспечения быстрого и прямого доступа целевой аудитории к их продукту, поддержания лояльности покупателя.

Производителям сохранить то, что есть и подготовиться к тому, что будет

Понятно, что всем сейчас нелегко, но для продуктового ритейла ситуацию немножко попроще, чем для производителя. Сложнее всего производителям свежей продукции — молочной, мясной, переработке овощей и фруктов. Тем не менее, при любых обстоятельствах не стоит прятать голову в песок. Главное не отчаиваться, не бросать начатые проекты. Нужно быть готовым работать достаточно долгое время на минимуме, но при этом не останавливать свою активность, а продолжать искать новые возможности искать себя, сохранять лояльность покупателей. Сейчас время оценить, как работают инвестиции в новые технологии, новые продукты, в онлайн и оффлайн торговлю, взаимодействие с контрагентами. Время заботиться о людях, причем не только о своих покупателях, но и о своих сотрудниках, о поставщиках, клиентах, контрагентах. Не паниковать, не поддаваться слухам, сохранять трезвую голову. Сохранить то, что есть и подготовиться к тому, что будет. А будет рано или поздно восстановительный рост. Нужно понимать, чем в этот момент ты будешь радовать своего покупателя.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Новости по теме:
Публикуем план наших мероприятий на текущий год.Не пропустите и присоединяйтесь! Источник: ПРОДУКТ.BY
«Санта Ритейл» в ближайшие недели перезапустит перешедшие под ее управление магазины «Виталюр». Пока они...
Кадровый вопрос не теряет актуальности. Все понимают как важно работать с персоналом, готовить, а, главное,...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.