В Витебской области из-за проблем с реализацией может замерзнуть радужная форель.

На продажу имеется около 40 тонн.

В момент нашего приезда в Добромысли, где находится контора Лиозненского ПМС, директор предприятия Николай Селезнев, что называется, висел на телефоне. Созванивался с Минском, вышестоящим руководством, с Витебском, чтобы решить главную проблему — сбыт радужной форели.

Реализуют с трудом, хотя постоянно выезжают на ярмарки, в том числе в столицу. Берут рыбу и такие торговые предприятия, как «Веста», «Евроторг», «Ганна», «Корона», «Омега» и другие. Однако это капля в море, а ведь приближаются холода, и оставшаяся ценная рыба попросту может замерзнуть.

Новым для себя делом в ПМС занялись пять лет назад. Тогда в рыбопитомнике «Богушевский» (структурное подразделение) первыми в республике внедрили датскую систему замкнутого цикла выращивания радужной форели. Нынче дела обстояли уже более-менее нормально, что позволило выполнить плановое задание. Зато неожиданной проблемой стала реализация выращенной рыбы, и именно форели. С карпом, толстолобиком, амуром вопросов нет.

Во-первых, объемы меньше, да и тонн пять надо оставить на платную весеннюю рыбалку. Во-вторых, прудовая рыба легко переносит зиму под открытым небом. Другое дело — радужная форель. Теперь ясно, что в наших условиях для форелевого хозяйства нужна крыша, что позволило бы в течение всего года кормить и продавать рыбу. Однако проектом это не предусматривалось, зимовка планировалась в Новолукомле, на незамерзающих водоемах, куда и вывозили форель на три-четыре месяца. Это было просто при небольших объемах производства, а нынче только сеголетка надо вывезти 15 тонн, чтобы весной возвратить «домой». Да и в Новолукомле строится новый энергоблок, и канал, где обычно содержалась зимой рыба, закрыт.

Выход из ситуации, конечно, есть. Что касается крыши для бассейна с форелью, то, по мнению Николая Селезнева, это работа, которую можно выполнить, не сорвав разведения рыбы. Единственное, нужны средства — около трех миллиардов рублей. Сейчас ставится вопрос о включении объекта в государственную программу на 2013 год, и самое главное — в этом вопросе есть взаимопонимание с властью области, комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию и вышестоящим руководством.

В отношении реализации Николай Васильевич убежден:

— Если работать с форелью, надо позаботиться о централизованном сбыте по аналогии с переработкой мяса. Ведь ни один руководитель хозяйства не водит быка или свинью по базару, а нам приходится.

К сожалению, о строительстве полноценного рыбоперерабатывающего комбината в области, а не цеха, речь пока не идет. Звучат предложения насчет переработки рыбы самими рыбхозами, но это два совершенно разных производства. В Лиозненском ПМС большие надежды возлагают на Оршанский мясоконсервный комбинат, куда в четверг отправили пробную партию форели для производства детского питания. Соответствующую аттестацию прошли (испытания проведены Научно-практическим центром НАН Беларуси по продовольствию), так что со своей стороны сделали все, чтобы предложить и потребителю, и производителю качественную продукцию. Правда, в Орше потребовалась реконструкция участка для разделки форели (раньше закупали готовые тушки), и она ведется. Если все сложится как надо, на предприятии будут перерабатывать не четыре тонны рыбы, как сейчас, а десять.

Еще один аспект форелевой темы — цена. К сожалению, из-за высокой себестоимости (72,5 тысячи рублей) ценная рыба неконкурентоспособна на российском рынке. У нас на цене сказывается высокая стоимость комбикормов и электроэнергии. А с торговой надбавкой радужная форель вообще становится не по карману рядовому покупателю, поэтому основной торг идет на ярмарках, где товар продается фактически по себестоимости. Так что руководство ПМС и, соответственно, рыбопитомника думает над тем, как удешевить рыбу, чтобы каждый захотел, а главное, смог ее купить.

источник: www.vitbichi.by