Вы здесь

В странах Евросоюза вскоре могут отказаться от обязательного требования к производителям указывать на упаковках минимальный срок хранения продуктов питания

На смену этому придут обозначение максимального срока годности и "умные" упаковки с электронными чипами, которые будут ежедневно определять свойства продукта и выдавать сигнал от зеленого до красного, что позволит понять, можно ли это есть.

Российские компании постараются как можно скорее перенять этот опыт, сообщили "Российской газете" в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), уточнив, что наши производители всегда следят за инновационными разработками за рубежом, которые можно было бы применить и у нас – ездят на выставки и форумы, посвященные ретейлу. Эксперты прогнозируют, что технологию "умной" упаковки, скорее всего, введут в ЕС оперативно, за 2-3 года.

С инициативой ввести "сигнальную" упаковку выступил минсельхоз ФРГ. Его глава Кристиан Шмидт заявил, что планирует вместо "минимального срока хранения", который печатается на упаковках сейчас, указывать "максимальный срок годности" продуктов. Ведь информация о сроке хранения в ФРГ носит рекомендательный характер.

Ушлые производители приняли такую форму информации о свежести продукта, чтобы иметь возможность производить и сбывать как можно больше товара. Минимальный срок хранения лишь гарантирует, что продукт сохраняет цвет, запах и вкус. Большинство продовольственных товаров не превращаются на следующий день в непригодную для еды массу, напротив, их можно использовать в питании намного позже.

"Умная" упаковка сама будет подавать сигнал: когда продукт испортится, она покажет красный свет.

"Мы выбрасываем громадное количество продовольствия, потому что производители без нужды предусматривают слишком большие заделы безопасности", – разъяснил министр. Но это проблема не только развитых стран, но и развивающихся, таких как Россия.

"Если посмотреть статистику по структуре бытовых отходов в Москве, то окажется, что в день каждый человек выбрасывает около полутора килограммов еды, – говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Введение "умных" упаковок снизит объем пищи на выброс, но пока неясно, в какую цену встанет это новшество".

Эксперт опасается, что это может оказаться очень дорогим удовольствием. В качестве примера он приводит расчеты Российской ассоциации производителей контрольно-кассовой техники о том, сколько будет стоить модернизировать один кассовый аппарат для передачи данных о каждом пробитом чеке в Федеральную налоговую службу (законопроект уже принят Госдумой в первом чтении).

Таких устройств по стране – около миллиона штук, на каждое придется выделить 25 тысяч рублей. При товарообороте в размере около 12 триллионов рублей рост цен в магазинах из-за новой системы может составить полпроцента, говорит Петр Шелищ. С другой стороны, повысится собираемость налогов, а бизнес будет работать прозрачнее.

А во сколько обойдется потребителю в России введение "умной" упаковки? "Думаю, это будет еще дороже, а значит, и на росте цен откликнется существеннее – в пределах одного-двух процентов. Надо последить за введением директивы в Евросоюзе: если окажется, что это дешево, то, несомненно, плюсов больше, чем минусов", – заключает он.

Само по себе предложение минсельхоза ФРГ звучит интересно, в первую очередь для потребителя, считает исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов. "На практике такую идею еще никто не реализовывал, в том числе в России. Но если она возымеет успех, то в любом случае распространится на близлежащие страны. У нас для внедрения "умной" упаковки придется менять законодательство в части требований к содержанию упаковки, – замечает собеседник "РГ". – Удобнее всего было бы распространить такую технологию на скоропортящиеся товары, в том числе на "молочку", и на пищу с максимальным сроком годности до одного месяца".

По оценкам Андрея Карпова, на этапе внедрения технология может оказаться чересчур дорогой, поэтому ее, скорее всего, применят к дорогим товарам типа премиум сегмента, чтобы разница в цене продукта до и после внедрения технологии была нечувствительной. Чем глубже будут внедрять "умные" упаковки, тем ниже будет себестоимость инноваций, и уже тогда ее можно будет найти на прилавке с продуктами эконом-сегмента. "Потребителям такое новшество придется впору, ведь у нас население любит такие изменения", – подытожил Андрей Карпов.

Какой срок отводят продуктам?

На Западе есть несколько определений, касающихся сроков употребления продуктов, – best before ("минимальный срок хранения", то есть рекомендуется съесть пищу до этого срока, так как его вкус или цвет сохраняются в этот период лучше всего, но можно употребить и позже) и use by ("максимальный срок годности", то есть употреблять в пищу продукт опасно для здоровья по истечении указанной даты).

Директива ЕС от 2000 года гласит, что дата минимального срока хранения пищевого продукта – это дата, до которой он "сохраняет свои специфические свойства при надлежащем хранении". Формально это и есть best before. А если продукт считается скоропортящимся, то следует использовать обозначение use by.

В российском законодательстве схожие правила указания сроков хранения и годности продуктов питания. К примеру, на пачке орехов или банке меда будет написан срок хранения, а на йогурте или упаковке рыбы без консервантов – срок годности. Различие между такими группами товаров заключается в том, что скоропортящиеся продукты животного и растительного происхождения содержат много влаги, за счет чего эта среда становится привлекательной для жизнедеятельности микроорганизмов и активации ферментов. Они-то и приводят продукт к быстрой порче.

Также на Западе есть понятие shelf life – гарантийный срок хранения и транспортировки продукта в упаковке поставщика. В этом случае указывается дата изготовления товара. Минсельхоз ФРГ потребовал, чтобы вместо срока хранения на упаковках молока и ветчины уже сейчас указывался срок годности, а на таких продуктах, как соль или сахар, должна, по его словам, как раз стоять дата изготовления.

В России недобросовестные торговые сети борются с уничтожением просроченных продуктов, используя именно этот термин. Они повторно замораживают скоропортящиеся продукты, например рыбу, и наклеивают свежую этикетку, что трактуется в РФ как незаконное увеличение срока реализации. Согласно КоАП, штраф за подобные нарушения может составить до миллиона рублей.

Владельцы же сетей продовольственных супермаркетов в ФРГ ничего не боятся больше, чем продавать просроченные или испорченные товары. За сроком годности и свежестью продуктов ведется строжайший контроль, а за нарушение торговым предприятиям в Германии грозят драконовские штрафы и отзыв лицензий.

Источник: rg.ru

Новости по теме:
Минпромторг РФ предложил новые сроки маркировки молочной продукции в России — они несколько сдвинулись на более поздний...
Президент РФ Владимир ПУТИН продлил на 2021 год действие российского продовольственного эмбарго в отношении поставок...
18 ноября заместитель Руководителя Россельхознадзора Юлия ШВАБАУСКЕНЕ провела в формате видеоконференции...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.