В России яйца подорожали на 40 %

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверила 45 регионов и выяснила, почему стремительно растут цены на яйца.

В итоге было возбуждено всего два дела: в Ивановской области и Башкирии. В остальных же случаях подорожание продукции было обусловлено сезонностью продаж и ростом себестоимости продукции.

По итогам проверок, которые были спровоцированы 40-процентным ростом цен на яйца за последний месяц, ФАС возбудила два дела по признакам нарушения статьи 11 закона «О защите конкуренции», которая запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами. Первое дело коснулось производителей в Ивановской области, второе — оптового покупателя и розничной сети в Башкирии. Обоим грозят штрафы до 15% от оборота компаний. Об этом заявила начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко. Всего служба провела проверки в 45 регионах России, больше нарушений выявлено не было.

По словам госпожи Мирочиненко, в большинстве регионов рост цен на яйца во второй половине 2013 года был вызван в основном сезонным фактором и ростом себестоимости производства. С августа цена на яйца начинает расти, это происходит вплоть до октября—ноября, когда цены достигают пика, а после новогодних праздников до мая цена начинает снижаться, объясняют в ФАС. Разница между расценками в пиковый сезон и сезон низкого спроса составляет до 50–60%.

Причина подорожания яиц кроется в росте цен на корма, доля которых в себестоимости составляет 50–80%, повышении цен на электроэнергию, увеличении стоимости племенных яиц и молодняка, рассказала госпожа Мирочиненко.

Сокращение объемов производства яиц за девять месяцев этого года не превысило 2%, а деятельность компаний в большинстве регионов была убыточной, следует из проведенного ФАС анализа этого товарного рынка. Лишь в некоторых регионах, в которых активно осуществлялись программы субсидирования производителей, была обеспечена рентабельность. Но, оговариваются в ФАС, были и регионы с положительной рентабельностью, которая достигла 10%.

Розничное звено ретранслировало ситуацию в оптовом: цены оптовиков пропорционально отражались на ценах в торговых сетях. В среднем по регионам торговая наценка на яйца составляла 20%, но были также компании, которые продавали яйца ниже закупочной цены. Средняя оптовая цена яиц по регионам за этот период составила 46–60 рублей.

Источник: meatportal.ru/news/?id=240319