В России будут отслеживать цены на 40 видов продовольствия

Вице-премьер Аркадий Дворкович обсудил с представителями розничных сетей, поставщиками и производителями продуктов питания, как государство намерено следить за ценами на продовольствие.

Накануне российский премьер Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову и Дворковичу наладить мониторинг ситуации на продовольственном рынке. Это потребовалось в связи с введением временных ограничений на ввоз в Россию говядины, свинины, фруктов и овощей, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии.

В списке товаров, розничные цены на которые будут отслеживаться чиновниками (копия есть у «Ведомостей»), 40 категорий. Сети получили его на прошлой неделе и с прошлой пятницы отчитываются региональным властям, говорят представители двух розничных компаний. Из бакалеи в список вошли пшеничная мука, рис, гречневая крупа, макароны, подсолнечное масло, сахар и соль, чай, вода. Из мясных продуктов чиновников интересуют вареная, варено-копченая и сырокопченая колбасы, из мяса — говядина, свинина и мясо кур, а кроме этого — рыба (мороженая, копченая и соленая) и консервы. Также в списке яйца, черный и белый хлеб, молоко (2,5-4 % жирности), творог (5-9 %), кефир (3,2 %), сметана (15 %) и твердый сыр. Среди поднадзорных овощей и фруктов — картофель, лук, капуста, морковь, огурцы, томаты, перец, яблоки, бананы, виноград, апельсины и мандарины.

По этим категориям, а также по 13 социально значимым продуктам питания сети должны будут сообщать муниципальным властям минимальную и максимальную цены, знает участник комиссии. Помимо этого каждый муниципалитет будет самостоятельно отслеживать цены в пяти федеральных сетях, пяти местных, а также на продовольственных рынках, говорит он (чиновники будут сами ходить по торговым точкам). Причем мониторинг нельзя проводить на одних и тех же точках, «должна быть случайная выборка».

На все перечисленные в списке категории продуктов может приходиться до 80 % выручки розничных сетей в зависимости от типа магазина, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Суммарно они могут занимать до половины оборота сети, допускает она.

Хотя пока речь идет только о мониторинге, нельзя исключить, что в дальнейшем правительство попытается сдержать рост цен или заморозить их, говорит аналитик, что не может не снизить рентабельность розничных сетей (хотя масштабы будут зависеть от ряда факторов, в том числе от формата). Маржа супермаркетов и гипермаркетов может серьезно пострадать, а сети-дискаунтеры могут показать даже более сильный результат благодаря перетоку покупателей из других форматов.

Цель мониторинга — предотвратить повышение цен, подтверждает член комиссии Дворковича. Если выяснится, что цена растет, регуляторы могут заняться расследованием причин и в зависимости от результатов применить административные меры, говорит он. Министр сельского хозяйства России Николай Федоров вчера не исключил, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) «или даже правоохранительные органы» могут возбудить административные дела по фактам необоснованного подъема цен на продовольствие.

Контролировать цены, в том числе монопольно высокие или низкие, позволяет закон о защите конкуренции, а ФАС имеет большие полномочия и отработанную систему контроля, говорит старший юрист корпоративной практики Sameta Сергей Казаков. Если какой-нибудь магазин стал продавать сыр на 10 коп. дороже, чем соседние, то это не будет нарушением, но если речь идет о всей сети или о крупном поставщике, сотрудничающем с несколькими сетями, то ФАС вправе вмешаться, объясняет Казаков.

Ритейлеры и поставщики поняли так, что рост цен будет сравниваться со средними показателями инфляции для товарных категорий, обычных для того или иного периода времени, говорит член комиссии. Какой рост цен может считаться приемлемым, а какой — нет, чиновники членам комиссии не сообщали, добавляет он.

Запрет на импорт части продуктов обернется для российских поставщиков изменениями в логистике и ростом издержек — и временных, и финансовых, говорит член комиссии. Участники совещания, по его словам, высказывали опасения, что поставщики из стран, не подпавших под санкции, могут воспользоваться ситуацией и поднять цены: например, один бразильский поставщик мяса уже заявил, что хочет повысить предоплату с 30 до 50 % и несколько поднять цены. «Самым сложным будет выполнить два условия сразу — обеспечить наличие продуктов на прилавках и оставить прежними цены», — констатирует он.

Источник: vedomosti.ru