В Гродненской области с каждого килограмма сырья стараются получить максимум добавленной стоимости

Сегодня в Гродненской области шесть молокоперерабатывающих предприятий государственной формы собственности и одно частной. Вскоре их станет меньше за счет присоединения мелких предприятий к более крупным. Укрупнение, по мнению специалистов, поможет переработчикам на равных конкурировать с аналогичными широко известными зарубежными компаниями, успешно работающими на мировом рынке, пишет sb.by.

В планах областного руководства создание трех молочных компаний. Волковысское ОАО «Беллакт», единственное в Беларуси предприятие, выпускающее детское питание, вне конкуренции, и его перемены не коснутся. А вот к гродненскому ОАО «Молочный Мир» есть намерение присоединить Щучинский маслосырзавод и Дятловский сыродельный. К Лидскому молочно-консервному комбинату — ОАО «Молочная компания «Новогрудские Дары». Присоединенные предприятия будут работать в качестве филиалов.

В организациях уровень производства и экономики отличается. Одни могут больше прибыли получать с аналогичного количества сырья, другие — меньше. Посему понятно, что концент-рировать производство необходимо именно там, где самая высокая его эффективность и наибольшая глубина переработки. Это даст максимальный экономический эффект. Например, «Молочный Мир» с тонны сырья получает 194 рубля прибыли, Щучинский маслосырзавод — в два раза меньше. Поэтому надо укрупнять первое предприятие, — поясняет генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Гродномясомолпром» Сергей Древич. — Сегодня люди хотят покупать качественный продукт, пусть он даже несколько дороже. «Беллакт» и «Молочный Мир» — это высочайшее качество. И если мы сконцентрируем основные потоки молока именно здесь, то сможем более полно загрузить современное оборудование. Да, похожее есть и на других заводах области, но оно устаревшее и заметно уступает тому, что в Гродно. Малое предприятие не может себе позволить большую модернизацию. Объединив усилия, можно будет собрать финансовые потоки в одном месте, чтобы их вложить сначала в развитие одного предприятия, потом второго. К слову, планируем в Слониме убрать производство, установить там камеры хранения, а имеющийся штат работников задействовать в нарезке и пакетировании сыра по 150, 250 и 300 граммов. На каждом предприятии делать такую нарезку сложно, поскольку такая линия стоит недешево. Новогрудские сыр и масло сегодня пользуются спросом у покупателя. Поэтому планируется увеличить их производство, а чтобы не строить дополнительные здания, выпуск цельномолочной продукции убрать.

Задумка, мне кажется, стоящая. Ведь у каждого структурного подразделения появится свое направление деятельности. Одни будут производить продукцию, вторые фасовать, третьи доводить ее до потребителя. Причем у «Молочного Мира» и «Беллакта» есть свои логистические центры в Минске, а тот же Щучинский и Дятловский заводы не могут себе такого позволить. Последний, кстати, выпускает сыр «Рикотта». Весь продать его у себя в области сложно, а довезти до каждого магазина в республике невыгодно. С обретением статуса филиала «Молочного Мира» вопрос с реализацией снимается, можно будет даже подумать об увеличении производства такого сыра.

Еще один немаловажный аспект: благодаря предварительным наработкам крупное предприятие может продать свой товар по более высокой цене. За счет объединения появится возможность подтянуть до этого ценового уровня и продукцию филиалов. К тому же при больших объемах и современном оборудовании расходы на единицу продукции меньше, чем при тех же объемах на разных предприятиях в отдельности.

Объединение также позволит произвести необходимую реорганизацию производства и быстрее перестроиться на выпуск другой экономически более выгодной или востребованной продукции. Взять, к примеру, сухое молоко. В 2017-м на него был хороший спрос и высокая цена, в прошлом году — все наоборот. В этом оно вновь пользуется повышенной популярностью, и стоимость его постепенно растет.

Еще один плюс присоединения малых организаций к более крупным: в последних, как правило, работают высококлассные специалисты. Руководство «Молочного Мира», кстати, намерено создать у себя в центре сильную группу, которая могла бы экономически эффективно продавать продукцию. Одновременно ставится задача проследить за тем, чтобы она доходила до потребителя без фальсификации. В концерн «Гродномясомолпром» постоянно приходят сообщения из России, что под торговым брендом гродненских предприятий продаются молочные продукты, которые они вообще не производят.

За счет окупаемости экономически более сильные предприятия смогут также тесно работать со своими поставщиками сырья. Их специалисты будут постоянно выезжать на фермы, подсказывать, что необходимо сделать для получения молока самого высокого качества, а при необходимости помогут и финансово. У малых перерабатывающих заводов таких возможностей значительно меньше.

По словам Сергея Древича, все покупатели обязательно оговаривают ритмичную поставку товара. Китайцы, например, говорят: мы сможем покупать вашу продукцию при условии, что вы гарантируете ее высокое качество и поставки в течение года в указанных объемах и точно в срок.

Сегодня гродненские предприятия могут изготовить для жителей Поднебесной качественный продукт, но сложнее с объемами. Надо учитывать, что во всех регионах существуют свои особенности в питании. У каждой нации своя культура потребления и разная усвояемость продуктов. Венесуэле, например, требуется сухое обезжиренное молоко со специальными добавками, китайскому потребителю — тоже. Россияне теперь просят более дорогие сыры с длительным сроком созревания. Привычные названия «Российский», «Голландский», «Пошехонский» их меньше интересуют. Хорошо в России идет и белорусская цельномолочная продукция, но надо, чтобы она была с длительным сроком хранения. А для этого требуется иное оборудование и иная термическая обработка. Опять же, приобрести его крупному предприятию проще.

Сергей Древич выделяет и такой аспект:

— Особенность еще в том, что Россия периодически вводит точечные запреты для продукции каких-то цехов или целых предприятий. Поэтому тут может пригодиться ранее полученный опыт. Так, у «Молочного Мира» есть три площадки. Когда было закрыто предприятие в Гродно, чтобы не снижать выпуск продукции, людей возили на работу в Скидель и Большую Берестовицу. Таким образом удалось избежать финансовых потерь. Сейчас «Молочный Мир» проходит процедуру сертификации на Европейский союз. Процесс этот довольно непростой, но перспективный.

Несложно предположить, что при присоединении произойдет сокращение управленческих кадров. Это, естественно, удар по людям. В «Гродномясомолпроме» уверяют, что будут стараться сделать все для того, чтобы объединение прошло максимально безболезненно для работников присоединяемых организаций. Все прекрасно понимают: в небольших населенных пунктах сейчас сложно трудоустроиться. Посему сокращение должно идти естественным путем: кто-то уйдет на пенсию, кто-то в декретный отпуск.

Правда, сам процесс укрупнения не такой простой, как казалось на первый взгляд. Тут должно быть обоюдное согласие акционеров. Не исключено, что сегодня кто-то выиграет от этого, а кто-то останется недовольным. Взять, к примеру, дивиденды по акциям. «Молочный Мир» за счет более эффективного производства может заплатить 2 рубля на одну, а Щучинский завод по причине убыточности — ни копейки. Поэтому при обмене 20–30 акций одного предприятия будут меняться на одну другого. Это может вызвать недовольство.

Но все же положительных моментов от укрупнения видится значительно больше, чем отрицательных. Вообще на перспективу стоит задача в каждой области сделать одно большое молочное предприятие. Правда, по мнению Сергея Древича, это будет сложноуправляемая структура. Ведь от Гродно до Сморгони более 250 километров. Чтобы преодолеть их только в одну сторону, потребуется потратить несколько часов.