В экотренд — с опозданием

В Беларуси есть хорошая база для производства экопродуктов, однако развитие данного направления тормозит отсутствие специального законодательства.

Закон «О производстве и обращении органической продукции» принят совсем недавно. Он вступит в силу в ноябре 2019 года. До этого законодательная база для развития органического производства в Беларуси отсутствовала вовсе. Для сравнения: Министерство сельского хозяйства РФ приняло подобный правовой нормативный акт, пусть и не закон, еще в 2016 году. Благодаря этому с 2016-го там официально есть экопродукция, пишет belmarket.by.



Первый шаг

Конечно, принятие закона в Беларуси — большой шаг вперед. Теперь есть правовая база, на которую можно ссылаться. Мы знаем, что такое экопродукция. К тому же в развитие закона будут приняты другие подзаконные нормативные документы. Все это хорошо, жаль только, что мы на много лет отстали от других стран.

У нас до сих пор нет органа, который мог бы оперативно выдавать сертификаты, подтверждающие, что предприятия выпускают экопродукцию. Нет и лабораторий (частных или государственных), которые были бы вправе выдавать такие сертификаты.

При этом Беларусь сама по себе — подходящая страна для развития данного направления по причине ее природных ресурсов. У нас не так сильно развита химическая промышленность, нет значительной густоты населения, следовательно, можно говорить об относительном благополучии окружающей среды. Очень помогает и то, что сегодня у крестьянства не так много денег, чтобы покупать химикаты и удобрения для растений. Это позволяет зерну — основному продукту для кормления скота и птицы — оставаться экологически чистым.

Рынок растет

Рынок экопродукции — самый быстрорастущий рынок сельхозпродукции в мире. Например, в Англии прирост по некоторым позициям достигает 8%. Это говорит о том, что люди стремятся покупать экологически чистые продукты. Европейский союз экспортирует яйца даже в Гонконг. В перспективе это может означать крутой поворот в сельском хозяйстве.

В то время как все страны мира поддерживают органическое сельское хозяйство посредством предоставления субсидий и дешевых кредитов, выделения бесплатной земли и др., у нас льгот для производителей экопродукции нет. Условия для частных и государственных предприятий в Беларуси, к сожалению, тоже неравны.

Тем не менее спрос на наш продукт — экояйцо — среди белорусов есть, несмотря на то, что это недешевое удовольствие. Дело в том, что подобное производство сопровождают большие затраты: они могут втрое превысить себестоимость продукции обычных птицефабрик. Ведь наши фабрики должны располагаться вдали от города, обязательны чистая вода и питание, отказ от применения антибиотиков и, что очень важно, свободный выгул птицы. Если на обычной фабрике в клетке площадью 1 кв. м сидят десять куриц, то у нас на каждую курицу должно приходиться не менее 1 кв. м. К слову, на нашем производстве, которое находится в лесной зоне на чистом воздухе, 30 тыс. кур разместились на 19 га. Кроме того, курица тратит много энергии на свободе (клетки на стандартных производствах сделаны таким образом, чтобы их обитатели даже пошевелиться толком не могли). Потом идут потери яиц, так как мы можем собирать их на земле, коршуны тоже крадут яйца. Тем не менее все-таки есть определенный круг потребителей, которые могут позволить себе покупать яйца по 4–5 руб. за десяток. Вся наша продукция поступает на белорусский и российский рынки.

«У бабушки» не значит «эко»

Нормативная база предъявляет более высокие требования к экопродукции, чем могут выполнить бабушки в деревне. Если кормить птицу зерном, выращенным с помощью химических удобрений, мы получим уже не экояйцо. Цепочка прослеживается от самой птицы, которая не должна принимать никаких лекарств, и до естественных компонентов для кормов. К слову, обходиться без антибиотиков действительно непросто: в случае эпизоотии можно потерять более половины животных. Несмотря на это, запрет на использование лекарств — обязательное условие для производства экопродукции.

Что касается свободного выгула, то это еще один интересный момент, свидетельствующий о том, насколько далеко мы отстаем в законодательном плане и как создаем условия для бизнеса. Первое требование, касающееся производства экопродукции, в том числе яйца, — свободный выгул птицы. Однако мы получили от ветслужбы предписание о том, что свободный выгул в нашем хозяйстве запрещен. Такой вот парадокс. Вроде бы в законе нет прямого запрета, но бумага получена, и мы находимся в подвешенном состоянии. При этом у всех наших соседей есть право свободного выгула, а в белорусских магазинах появляется воронежское экояйцо.

Очень важно, чтобы мы сами хорошо понимали, что выпускаем и потребляем. Это и подтолкнуло меня задуматься и перейти на производство экопродукции. В планах нашей фабрики также выпуск экологически чистой свинины.

Россия не совсем безосновательно заворачивает наше молоко и другие продукты. Как следствие, возникает вопрос: а куда девается эта продукция? Ее же никто не уничтожает. Мы с вами ее и кушаем.

Автор: Анатолий ТРУХАНОВИЧ, председатель правления ООО «Ивенецкая птушка»