В чем корень проблем на молочнотоварной ферме «Знаменка» ОАО «Птицефабрика «Медновская» Брестского района.

Вначале было письмо, которое пришло по электронной почте в середине ноября на адрес «Зари» от операторов машинного доения фермы «Знаменка» ОАО «Птицефабрика «Медновская» Брестского района.

Вот что в нем говорится: «...Скот у нас часто стоит голодный, потому что кормят его гнилым сеном и силосом. Коровы после растелов болеют, некоторые погибают. Их никто не лечит, потому что нет врача. Скот мы подстилаем гнилой измельченной соломой. В коровнике окна забиты порванной пленкой, в помещениях очень холодно. У коров начинаются маститы, они перестают давать молоко, падают надои, а нас за это лишают премий... Телят поим 20 дней, хотя мы не телятницы... Наша зарплата составляет 1100 – 1200 тысяч рублей. Табеля на ее начисление нам не показывают, поэтому не знаем, из чего складывается общая сумма. Стельные коровы, которым остается месяца два до растела, стоят на улице круглосуточно. Потому что их некуда ставить. Очень жалко животных, утопающих в грязи. Разве эта корова, когда растелится, будет давать молоко? Обращаемся к вам с надеждой, что поможете... Наши фамилии просим не называть, иначе нам будет еще хуже...» К письму для большей убедительности были приложены фотографии.

Мы отправились в Знаменку. Побывали на ферме. В свое время здесь было отдельное сельхозпредприятие. Затем его присоединили к Медновской птицефабрике. А нынешней осенью в ее состав ввели и СПК «Агровита», центральной усадьбой которого являлась деревня Гершоны. Объединенное хозяйство возглавил руководитель бывшей «Агровиты» Владимир Дементиюк. Конечно, реорганизация – дело непростое и не одного месяца. Сравнивая многие производственные показатели, работники объединенного сельхозпредприятия до сих пор непроизвольно говорят: «Знаете, у них... А у нас было...» От чего пробует их отучить руководитель. По его словам, он постоянно напоминает людям, что теперь здесь одно хозяйство.

Объединенное сельхозпредприятие старается постепенно сглаживать углы нестыковок, решает кадровые проблемы и многое другое. Понятно, в этот непростой период не до всего доходят руки и у руководителя, не везде удается своевременно побывать. Самой птицефабрике, которая обновляется, прирастает новыми зданиями, реконструирует старые, выплачивает огромные кредиты, необходимо ежедневно уделять массу времени. Возможно, его не хватает на другие участки. Владимир Дементиюк не скрывает: каждый час расписан по минутам, а люди жалуются, что спокойно, рассудительно побеседовать с руководителем не получается.

В этом пришлось убедиться через несколько дней, побывав на собрании коллектива МТФ «Знаменка» вместе с начальником Брестского райсельхозпрода Виктором Лукашевичем. Скажу сразу – откровенного разговора с людьми не получилось. Он начался с взаимных претензий и ими закончился. Раз за разом Владимир Дементиюк повторял, что низкая зарплата на ферме – это «на девяносто два процента» вина людей, которые здесь работают и недобросовестно относятся к своим обязанностям, в частности, к соблюдению гигиенических требований при обслуживании животных. Допустим, что руководитель прав. Но разве доярки виноваты в том, что коров кормили гнилыми кормами? Неужели по их халатности перед постановкой коров в помещения животные долгое время находились на холоде и в грязи? И почему у операторов фермы такая низкая зарплата и никто не говорит им, из чего она складывается?

Думаю, именно на эти вопросы женщины хотели услышать ответы на собрании. В этом им помог бы экономист, который объяснил бы, в чем ферма недорабатывает, где люди теряют деньги. Увы, пригласить специалиста забыли, поэтому собрание закончилось, а проблемы остались. Правда, директор пообещал, что экономист придет уже завтра. Однако через несколько дней в редакцию снова позвонили авторы электронного послания и сообщили, что на собрании с участием экономиста прежние проблемы только обострились. Из коллектива собираются уходить люди...

Пришлось снова отправиться в Медно – вместе с экономистами сравнить ситуацию по зарплате на других фермах птицефабрики. Скажу сразу, проблем в этом хозяйстве предостаточно. Но, оказывается, на подобной МТФ в деревне Котельня Боярская, где, как и в Знаменке, нет доильного зала, зарплата доярок в два с лишним раза выше. Откуда такая разница? Выясняю, что, во-первых, в расчете на количество молочного поголовья здесь меньше работает людей. Во-вторых, за молоко сорта «экстра» дополнительно операторы машинного доения получают ежемесячно более миллиона рублей. На ферме в Знаменке продукции такого сорта нет.

Почему? Это вопрос, которым стоит заняться руководству хозяйства основательно, разобраться детально, разложить все по полочкам, свозить тех же доярок из Знаменки на МТФ в Котельню Боярскую, чтобы они смогли сравнить условия работы, понять, благодаря чему одним удается получать молоко сорта «экстра», а другим – нет. После этого, возможно, найдется и ответ на вопрос из письма: «Почему операторам машинного доения бывшей «Агровиты» платят значительно больше?» Потому что доходы ферм, исходя из закупочных цен, отличаются существенно. Килограмм молока сорта «экстра» стоит 3215 рублей, высшего – 2770, первого сорта – 2555. Разница между двумя первыми цифрами составляет 445 рублей. Умножаем на 5000 килограммов молока – средний надой на корову в Знаменке за прошлый год, и получается, что недобрано порядка 2,5 миллиона рублей. А на ферме буренок содержится более 360. Проще говоря, из-за низкого качества молока теряются сотни миллионов рублей.

Но это лишь теоретические расчеты. Как я уже говорил, в Знаменке молока сорта «экстра» пока вообще нет. И, думается, если руководитель хозяйства будет считать, что в этом «на девяносто два процента» вина операторов, то хорошие перемены вряд ли здесь произойдут скоро. По большому счету не работники молочнотоварной фермы, а специалисты хозяйства должны были забить тревогу первыми. Изучить ситуацию и целенаправленно искать пути для ее исправления. К сожалению, время было упущено. Отсюда и жалобы.

И еще один нюанс. Когда для анализа ситуации мне понадобились кое-какие цифры, в Брестском райсельхозпроде сказали: «Без разрешения руководителя никаких цифр давать не будем...» Ответивший на телефонный звонок первый заместитель начальника управления Николай Павлович посоветовал мне сначала звонить экономистам хозяйства... Вот такая секретная информация.

Теперь о виновности работников Знаменской фермы. Выясняем, что за прошлый год средний надой на корову здесь оказался на 645 килограммов выше, чем в Котельне Боярской. Значит люди стараются заработать свои деньги, а не просто их требовать. Подтвердили это и в сырьевом отделе ОАО «Савушкин продукт». Его специалисты часто бывают на сельхозпредприятиях, которые входят в сырьевую зону завода. По мнению переработчиков, на МТФ в Знаменке трудятся ответственные, старательные люди. И не только их вина в том, что здесь часто болеет скот, возникают другие проблемы с получением качественной продукции. В чем пришлось убедиться и мне во время общения с авторами электронного письма. Жаль только, что руководство хозяйства с этим по-прежнему не согласно.

Источник: www.zarya.by