В белорусской торговой сети отсутствуют аналогичные импортным отечественные товары

Об этом заявил 23 декабря председатель Комитета государственного контроля Беларуси Зенон Ломать.

Об этом заявил 23 декабря председатель Комитета государственного контроля Беларуси Зенон Ломать на коллегии КГК, на которой рассматривались результаты анализа и оценки работы розничной торговли, местных органов власти по обеспечению выполнения в 2009 году прогнозных показателей по наращиванию розничного товарооборота, передает БЕЛТА.

"Ситуация на потребительском рынке не так проста, как кажется на первый взгляд", – отметил руководитель контрольного ведомства. Он напомнил, что за нарушения, которые допускают многие предприятия торговли, в том числе и супермаркеты, должны отвечать государственные органы.

Зенон Ломать выразил недоумение, почему отечественные соки занимают только 40% в торговле. В Беларуси широко налажено производство этой продукции, которой можно полностью удовлетворить потребности покупателя. Но пока этого не происходит.

В Гомельской области на КСУП "Брилево" производится замороженная овощная продукция, идентичная зарубежным более дорогостоящим аналогам. Но ее не найти в продаже в Минске и даже в Гомеле. "Предприятия должны разгружать склады, и руководители госорганов должны им в этом помогать, но они не применяют здесь свою власть", – сказал председатель комитета. КГК выявил также, что в торговле преимущественно продается импортная лимонная кислота при наличии достаточных объемов этой продукции собственного производства (Скидельский сахарный завод). Но она лежит на складе, а прилавки заполняются импортной.

Зенон Ломать привел несколько примеров, как представлена отечественная продукция в гипер- и супермаркетах. Так, в "Гиппо" после принятых мер доля отечественных продовольственных товаров увеличилась до 70%. А вот в "Короне" она не превышает 43%. Представители некоторых супермаркетов заявляют, что их торговля рассчитана на покупателя среднего и высокого достатка, поэтому, считают они, к примеру, "отечественные консервы пусть везут в деревню". В то же время торговый дом "На Немиге" успешно продает отечественные товары при наличии импорта, обеспечивает хороший товарооборот. "Есть у кого поучиться. Водите и показывайте, как надо работать", – сказал глава КГК, обращаясь к руководителям госорганов, отвечающим за работу торговли.

Гипермаркеты торгуют импортом, закупленным за валюту, которую они не заработали.

"Зачастую возникает вопрос, где супер-, гипермаркеты, торгующие импортом, берут валюту на его закупку", – сказал председатель Комитета госконтроля. Если у предприятия положительное торговое сальдо, то к нему нет никаких вопросов, но чаще всего супермаркеты "используют валюту, которую они купили и которую заработали наши валообразующие предприятия".

Глава КГК, обращаясь к представителям торговых организаций, призвал их перестраиваться. "Не заставляйте нас подталкивать вас делать это", – добавил Зенон Ломать.

КГК не выступает против импорта в торговле. Однако должна быть представлена и отечественная продукция. Зенон Ломать предложил доводить ассортиментный перечень отечественных товаров. Импорт – это дело хозяина магазина. Но отечественную продукцию в обязательном ассортименте он должен представить, считает председатель Комитета госконтроля.