Вы здесь

Украино-российское продэмбарго: какие отрасли пострадают больше всего

Украина ответит зеркальными санкциями на продовольственное эмбарго России, решение о котором было принято правительством РФ на минувшей неделе.

Как заявил ранее министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, с 1 января 2016 года Россия распространит на украинский пищепром запрет поставок на российский рынок, который применяется ко всем странам, присоединившимся к санкциям против РФ. Режим свободной торговли в отношении этих поставок перестает действовать. По данным Forbes, из «запретного списка» может быть несколько исключений – какао, шоколад, конфеты и вино.

Украинский премьер Арсений Яценюк, в свою очередь, заявил, что Киев ответит зеркальными действиями на этот запрет, ограничив ввоз российской продукции. «На каждое российское решение о введении эмбарго против Украины будет аналогичное украинское решение о введении эмбарго против России», – сказал глава правительства. А министр аграрной политики Алексей Павленко считает, что на украинском АПК запрет на поставки в РФ негативно не скажется.

Отметим, что в правительстве изначально придерживались более взвешенного взгляда на торговые войны с Россией. «Если нас пытаются грабить – это не повод отвечать тем же. Иначе мы окажемся на одном уровне, – заявлял уполномоченный Кабмина по евроинтеграции Валерий Пятницкий. – Я уверен, что та продукция, которая нужна России, будет продолжать поставляться вне зависимости от страны происхождения».

Несмотря на то что в течение последних лет, которые характеризовались резким охлаждением отношений между двумя странами, Россия перманентно вводила ограничения в отношении продукции из Украины, на сегодняшний день ряд секторов аграрной экономики по-прежнему тесно завязаны на этот рынок. Более того – после введения санкций в отношении европейских продуктов эта ниша была частично замещена поставками из Украины. Так что, несмотря на официально принятый бодрый месседж «нечего терять», потеря российского рынка будет весьма болезненной, а иногда – и невосполнимой для многих украинских компаний.

Согласно данным предприятия «Держзовнишинформ», которое анализирует внешнеэкономическую деятельность Украины в разрезе отраслей, всего за 9 месяцев текущего года экспорт продовольственных категорий товаров в Россию составил $196,8 млн. Топ-3 категории по объему экспорта в РФ за этот период выглядят следующим образом: на первом месте – мясо и субпродукты, их было поставлено на $89,5 млн, или 42,2 тыс. тонн, что на 73% больше, чем за аналогичный период прошлого года; на втором – алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, этих товаров было экспортировано в РФ 59,9 тыс. тонн на сумму $26,8 млн; на третьем – какао и пищевые продукты из него, 4,9 тыс. тонн на $22,6 млн.

Исходя из этой статистики, особенно несвоевременным выглядит запрет на поставки в РФ для мясников. По итогам года отрасль выходит на рекордный объем экспорта – Россия, несмотря на вспышку АЧС в Украине, не ограничивала поставки этой продукции. Но, несмотря на внушительную динамику, удельный вес экспорта в общем объеме внутреннего производства невелик – до 5%. «Поэтому запрет существенного влияния на рынок не окажет. Это негативный фактор, но не катастрофический», – объясняет президент Ассоциации свиноводов Украины Артур Лоза.

Первые последствия ограничений отрасль начала ощущать после развертывания блокады Крыма – на полуостров поставлялась значительная часть экспортной продукции. «Пока особо мы не видим никаких альтернативных стран. Мы сейчас работаем над тем, чтобы разрабатывать регионы, – говорит Лоза. – Компании, которые имеют легальные возможности поставлять, их 4-5, в принципе пострадают».

Кондитеры оценивают введение продэмбарго как формальное подтверждение фактического положения вещей. «Они уже давно закрыли рынок для нас. Мы уже два года ничего не возим. В общем-то эти люди давно сделали нас ядовитыми, – отмечает Вячеслав Москалевский, президент корпорации «Рошен». – Эмбарго для нас действует года два, и я уже забыл, как выглядит эта страна».

Производители напитков – как алкогольных, так и нет – тоже говорят о российском рынке в прошедшем времени. В июле 2014 года Роспотребнадзор издал распоряжение о запрете импорта соков из Украины. Ранее у отдельных производителей на РФ приходилось до 25% производимой продукции. Сейчас производители каждый по мере возможностей ищет выходы на рынки ЕС – но пока это направление не покрывает потерю российского рынка.

Представители винодельческой отрасли поставляли в РФ не вино, а первичные виноматериалы. «Мы продаем там в большей степени виноматериал, который потом уже разливают различные заводы, – поясняет Иван Плачков, владелец ТМ «Колонист». – Но любое эмбарго имеет две стороны. Отрицательная сторона в том, что на какой-то период не будет сбыта продукции». К положительной он относит потенциальную возможность развития отрасли: «На сегодняшний день в Украине не более 15-20 производителей вина. Их количество может возрасти, и на базе нашего украинского виноматериала они будут производить много новых вин, а за счет конкуренции качество вина будет подниматься».

Для производителей пива полный запрет на поставки – также не сюрприз. «Россия давно перекрыла рынок «Оболони», «СанИнБев», то есть тем компаниям, которые фактически туда поставляли продукцию», – констатирует независимый аналитик Игорь Товкач. Самым большим внешним рынком сбыта для пивоваров в течение последнего года стала Беларусь. «Но, конечно, российский рынок был самым «живым». А так мы потеряли 6% производимого объема – в Крыму и 7-8% – в России», – говорит он.

Объемы поставок в Российскую Федерацию планомерно уменьшались в течение последних двух лет. «Если сравнивать последние данные по экспорту продовольствия в Россию (за январь-август 2015-го) с аналогичными показателями двух предыдущих годов, то мы увидим сокращение в 4,2 раза по сравнению с 2013-м, и в 3 раза в сравнении с 2014-м. И хотя слово «эмбарго» звучит пугающе, реальное прекращение поставок из Украины уже произошло в 2015 году», – указывает Григорий Кукуруза, экономист IMF group Ukraine.

Большей частью производители уже успели приспособиться, но использовали разную стратегию: более крупные предприятия переориентировались частично на ЕС, частично на восточный мир, более мелкие – закрылись или начали активную ценовую войну в Украине. «Мы могли заметить стремительный рост небольших магазинов, которые специализируются исключительно на одной из вышеперечисленных групп товаров, чаще всего – молочной, с ценами несколько ниже торговых сетей, – говорит Кукуруза. – Группы товаров, которых негласное эмбарго задело меньше, как, например, мяса (падение на 20%), рыбы (72%) и живых животных (29%), должны готовиться к сложной войне за рынки в 2016 году».

В целом экспорт продовольствия в Россию, составляя всего 0,69% всей экспортной выручки Украины на 2015 год, не станет фактором резкой девальвации или других проявлений макроэкономической нестабильности, даже если пропадет полностью, отмечает эксперт.

Источник: forbes.net.ua

Новости по теме:
Российский Союз производителей продукции на растительной основе готовит стратегию развития индустрии до 2030...
Потребление сыров растет во всем мире. За пандемийный 2020 год мировой рынок данного продукта прибавил в...
На российском рынке твердых и полутвердых сыров изменились позиции крупных производителей, следует из ...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.