Удачное время для халяля

Белорусским предприятиям надо успеть заявить о себе на халяльном рынке мусульманских стран, пока тот растет.

Сегодня на рынке халяльных продуктов складывается довольно удачная конъюнктура: они нужны, и цены на них растут. Выпускать такую продукцию однозначно выгодно. Смогут ли отечественные предприятия воспользоваться появившейся возможностью, зависит от их служб продаж и маркетинга. Нашим производителям по силам выдержать конкуренцию с другими государствами, однако нужно сделать первый шаг — прийти на рынки мусульманских стран, пишет belmarket.by.



Безусловно, там будет труднее, чем на российском рынке: другие менталитет и язык, а также технические требования. Возможно, придется пересмотреть сырьевую матрицу и ассортимент выпускаемых продуктов. Работа в этом направлении должна быть выполнена. В итоге можно получить значительный экономический эффект от присутствия наших продуктов на рынках мусульманских стран.

Объединенные Арабские Эмираты являются своеобразной перевалочной базой для продуктов, поставляемых во все страны Персидского залива. Белорусские предприятия уже отправляли молочную продукцию в ОАЭ, потом через дистрибьюторские каналы она расходилась по другим государствам региона.

Особенности сертификации. Чтобы получить сертификат «Халяль», нужно выполнить требования производственных стандартов в части состава продуктов, происхождения компонентов, гигиенические требования к оборудованию, персоналу, а также к организации производства, маркировке и рекламе. Несмотря на жесткие стандарты, у отечественной продукции очень большой потенциал быть признанной и получить сертификат «Халяль»: производство в Беларуси имеет довольно высокий уровень, располагает современными технологиями, на предприятиях поддерживается должная гигиена. Нужно только провести определенную работу с поставщиками и сырьевыми составляющими, чтобы исключить присутствие компонентов, запрещенных к употреблению мусульманами.

Наши производители заинтересованы в получении сертификата «Халяль», поскольку все они ориентированы на развитие экспорта, в том числе в страны «дальней дуги», многие из которых как раз являются мусульманскими. Чтобы поставлять туда продукцию, необходим сертификат «Халяль».

Сколько сертификатов уже было выдано, сказать сложно, так как у нас есть определенные трудности с сертификацией. Сегодня такие документы выдают и аккредитованные, и неаккредитованные органы. Что касается первых, то в нашей стране представлен только один подобный орган — ООО «БелХаляль». Компания получила право выдавать сертификаты в декабре прошлого года. Выдано уже 14 таких документов. Их получили в основном молочные предприятия и производители упаковки, моющих и дезинфицирующих средств. Что касается ассортимента, то цифра, конечно же, намного больше, потому что каждый сертификат имеет приложение, в котором может быть указано до 200 видов продуктов.

Работать над получением сертификата следует и предприятиям, которые не планируют экспортировать товары в страны мусульманского мира, но являются сопоставщиками халяльной продукции, ведь различные компоненты, упаковочные материалы, моющие и дезинфицирующие средства тоже должны иметь такой статус.

Сертификат выдается на три года, но предусматривает ежегодный инспекционный контроль. Обязательны лабораторные исследования, подтверждающие отсутствие запрещенных компонентов.

Не во всех мусульманских странах требования к халяльной продукции одинаковы. Есть свои стандарты в Индонезии, Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах. Да, цель у всех одна, однако требования несколько отличаются, и это необходимо учитывать.

Один за всех. Халяль — это очень ответственно. Если выпускается и продается продукция, получившая сертификат «Халяль», но фактически таковой не являющаяся, для мусульманских стран это источник очень большого греха. Если производитель нарушит правила и допустит загрязнение продукции харамными компонентами, то доверие к органу, выдавшему сертификат, и к стране в целом будет подорвано. Более того, поставки продукции компаний из этого государства будут прекращены на пять лет.

Важную роль в торговле с мусульманскими странами играют уважение и доверие. Возможно, это даже важнее, чем цены на товары. Сегодня Беларусь очень уважают на мусульманских рынках. Пока все так хорошо складывается, надо заявить о себе, чтобы не упустить поезд, идущий на эти рынки.

Автор: Елена БУЛАВИНА, технический аудитор по халяль Белорусского государственного института метрологии