Участие в зарубежных выставках имеет цифровой результат

Посмотреть на других и себя показать — вот, пожалуй, основная цель участия в национальных и отраслевых выставках. На таких мероприятиях еще вчера незнакомые топ-менеджеры за чашкой кофе заключают большие контракты, компании выходят на далекие рынки, посетители открывают для себя новые страны и виды продукции. В мае этого года координация выставочно-ярмарочной деятельности за границей перешла от МИД к Белорусской торгово-промышленной палате (БелТПП). Там проанализировали десятилетний опыт участия наших компаний в таких мероприятиях и предложили сконцентрироваться на двух важных пунктах. Кроме того, до конца года ожидается подписание указа о поддержке экспортеров, пишет sb.by.

Придадут ли обсуждаемые меры толчок внешней торговле?

Национальные выставки за рубежом — это не просто коммерческий проект, а продвижение целой страны, уверены в БелТПП. Ее председатель Владимир Улахович перечисляет два важных принципа, которые будут в центре внимания при организации заграничных экспозиций. Прежде всего ставку сделают на «адекватную подачу продукции». Дело в том, что некоторые компании в продвижение и рекламу совсем не вкладывают, а возят по разным странам один и тот же экспонат из года в год. Такой подход чаще всего имеет результат со знаком минус.

Второй важный момент — выход на новые рынки. Дело в том, что сейчас около 40 процентов зарубежных выставок, в которых участвуют наши компании, проходят в России. Однако пора постепенно переходить и на другие направления. До конца года экспортеров приглашают принять участие в экспозициях в Катаре, Омане, ОАЭ, Вьетнаме, Израиле. В следующем году появится возможность отправиться в Кению и Аргентину. В том, что участие в таких мероприятиях приносит ощутимые результаты, сомнений нет. В качестве примера Владимир Улахович проводит прошедшую недавно в Ташкенте большую выставку Made in Belarus, которая стала самой масштабной по составу участников: в Узбекистан отправились 152 белорусские компании. Сумма подписанных на бизнес-форуме контрактов превысила 105,7 миллиона долларов, а дополнительные несколько дней работы выставки принесли в копилку еще более 16 миллионов долларов и 10 контрактов, суммы по которым пока не разглашаются. В любом случае, уверены в БелТПП, эти цифры — примерно лишь четверть ожидаемого в ближайшее время объема продаж в Узбекистан.

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов также убежден: участие в международных выставках — действенный инструмент продвижения. Говорит, что примеров, когда компании возвращаются с конкретными договоренностями или подписанными контрактами, — сотни.

Безусловно, подобные мероприятия могут принести хорошие дивиденды участникам. И вложенные в продвижение затраты порой возвращаются сторицей. Однако очевидно, нашим экспортерам все-таки нужны особые меры поддержки. Далеко не у каждой компании есть деньги, чтобы организовать красочный стенд и отправить несколько сотрудников на неделю в далекую страну. Готовящийся проект указа о поддержке экспортеров содержит два предложения такой помощи: компенсировать часть затрат на сертификацию для рынков ЕС, а также возмещать до 50 процентов затрат на участие в отраслевых выставках. Пока, сообщили в БелТПП, документ трижды переделывался и окончательно всеми госорганами еще не согласован. Однако есть надежда, что до конца года он все-таки появится.

В свою очередь Алексей Богданов обращает внимание: в каждой стране действуют свои программы поддержки поставок за рубеж. Среди членов ВТО, например, есть правила «зеленой корзины», которые определяют меры внутренней поддержки сельскохозяйственного экспорта. В том числе сюда входит помощь при проведении выставочных мероприятий, получении сертификатов и так далее. Речь, правда, идет не о прямых выплатах, а о других инструментах. В этой связи в готовящийся указ о поддержке экспортеров войдут механизмы, разрешенные в международной практике. Это, будем надеяться, отразится на динамике внешней торговли.