Туровский молочный комбинат: экзамен сдан экстерном

Туровский молочный комбинат подводит итоги уходящего года и строит амбициозные планы на будущий. Если в 2018­м объемы производства и реализации увеличились на 45 % по сравнению с 2017­м, то в 2019­м предприятие планирует взять планку в 60 %. Задача выполнимая, сказала belmarket.by заместитель директора по развитию и маркетингу Наталья Черник.

Два умножить на три

В 2018 году на комбинате произошло значимое событие: в полноценную эксплуатацию была введена вторая производственная очередь, что позволило увеличить мощности втрое. Запуск дополнительных производственных мощностей был продиктован изменениями рыночной конъюнктуры, ростом продаж в новых сегментах и на новых рынках. Около 80 % полутвердых и мягких сыров, которые выпускаются на Полесье по итальянским технологиям из белорусского молока, поставляются на экспорт в 14 зарубежных стран.

Сейчас на ТМК ежедневно перерабатывается около 400 т молока, выпускается более 1300 т сыров в месяц. Этим объемам позавидует любой отечественный молокоперерабатывающий комбинат. Если первый цех Туровского молочного комбината можно назвать сердцем предприятия, поскольку в нем более пяти лет выпускались десятки видов продукции, благодаря ему были завоеваны слава и авторитет, то вторая очередь — это легкие, ведь она позволила ТМК задышать полной грудью.

«Благодаря запуску второй очереди в 2018 году удалось нарастить объемы производства продукции на 45 % и достичь показателя в 15,5 тыс. т сыров. Объемы реализации составили около 15,2 тыс. т, в том числе 78 % — на экспорт», — подтвердила слова цифрами заместитель директора по развитию и маркетингу Наталья Черник.

Как и первая, вторая линия — итальянская, полностью автоматизированная. От первой она отличается не столько мощностью, сколько возможностью выпускать новые виды продукции и удовлетворять потребности профессиональных игроков сегмента HoReCa (отели, рестораны, кафе).

Сегодня непросто продать даже высококлассный товар, тем более на новом рынке, однако туровские молочники не побоялись конкуренции, ввязались в бой с мировыми брендами и уверенно заняли свою нишу в соответствующем сегменте на рынке сыров. Блоки моцареллы по 2,6 кг для приготовления пиццы, кремчиз в емкостях по 2, 5 и даже 11 кг для производства суши и десертов — все эти продукты востребованы уже сегодня и хорошо продаются.

Продукция ТМК для сегмента HoReCa представлена под брендом CooKing. Потребители — крупнейшие игроки рынка, которые представлены сетевыми заведениями международных франчайзеров, работающих в сегментах пицца-бизнеса, японской кухни, кондитерского и пекарного дела.

«Требования клиентов к продуктам очень высокие, а конкуренция в этом сегменте рынка жесткая. Мы гордимся тем, что нам удалось практически экстерном сдать этот экзамен и за полгода после запуска добиться качества, сопоставимого с известными международными брендами. Это и открывает нам все двери на наиболее емких экспортных рынках — в России, Китае и др.», — рассказала Наталья Черник.

От России и Молдовы до Сингапура и Китая

В Турове активно расширяют географию экспорта. Только в 2018-м ТМК отгрузил свои сыры на четыре новых рынка — в Молдову, Китай, Катар и Саудовскую Аравию. Близки к завершению переговоры о поставках в Ливан и Пакистан, старт отгрузок запланирован на I квартал 2019 года.

Наиболее приоритетным после российского и белорусского рынков для туровских молочников является китайский. «Работу на китайском направлении мы начали еще в октябре 2017 года. Благодаря этому, пройдя полный комплекс процедур по карантинному контролю с соответствующими лабораторными исследованиями образцов и выдачей сертификата, ТМК первым из белорусских предприятий начал поставлять сыры в КНР. Первая отгрузка продукции состоялась уже в марте 2018-го. Затем в течение года мы приняли участие в нескольких крупнейших выставочных мероприятиях, в том числе в SIAL в мае и в первой выставке импортных товаров China International Import Expo в ноябре», — рассказала Наталья Черник.

Замдиректора призналась, что китайский рынок, конечно, перспективный, но непростой для освоения. Уклад жизни и традиции питания китайцев отличаются от европейских. Ключевое значение для развития продаж имеют длительные сроки годности продукции. «В этом смысле наши 180 суток являются некоторым ограничением», — добавила Наталья Черник.

По ее словам, наиболее перспективными на китайском рынке являются быстрорастущие сегменты HoReCa и Bakery, в которых востребованы кремчиз, рикотта и маскарпоне. Росту спроса способствует бешеный ритм жизни таких мегаполисов, как Шанхай, Пекин, Чэнду, Гуанчжоу: жители этих городов предпочитают заведения общественного питания и дома готовят редко.

На Дальнем Востоке ТМК не намерен ограничиваться только китайским рынком. В декабре представители комбината приняли участие в выставке Vietnam Expo 2018 в Хошимине, на которой Беларусь была заявлена в качестве Honor Country. «Эту страну мы рассматриваем как одну из наиболее перспективных в Юго-Восточной Азии — как в связи с убедительными темпами развития экономики в целом, так и по причине роста популярности в мире вьетнамских курортов», — поделилась планами Наталья Черник.

Не только моцарелла, маскарпоне и рикотта

В 2018 году туровчане стали активно обновлять ассортимент и запустили в производство сразу несколько новых видов продукции.

«Принципиально новый продукт — аэрированный сливочно-творожный сыр Cremolle Bonfesto, технология производства и наименование которого не были заимствованы в Италии. Мы дали ему название сами, и его семантические особенности отражают свойства самого продукта: нежность, воздушность, сливочность», — подчеркнула Наталья Черник. В следующем году предприятие планирует создать целую линейку вкусов на базе этого продукта.

В категории «Десерты» очень удачной оказалась новая линейка двухслойной рикотты с наполнителями «Страчателла», «Вишня — шоколад», «Клубника». Продукт высоко оценили не только потребители, но и авторитетное жюри международного конкурса SIAL Innovation в Шанхае, наградившее ТМК почетным дипломом. Недавно эта линейка была дополнена экзотическим вкусом «Киви».

«Обе линейки предназначены для ложкового потребления. Мы видим серьезный потенциал развития продаж этих продуктов. Большой интерес ретейлеров и потребителей вызывает наша мягкая моцарелла в удобной упаковке «дой-пак», а также копченый сыр проволетта в миниатюрной упаковке по 75 г», — рассказала замдиректора.

Великолепного качества сыра не добиться, если изготовлять его из молока нелучшего качества. В Турове понимают, что единственным стратегически грамотным сценарием развития комбината является наличие собственной сырьевой базы. Поэтому и создано унитарное предприятие «Молочная правда», в управлении которого находятся 5 сельскохозяйственных предприятий и 18 молочно-товарных ферм. В ближайших планах строительство двух современных молочно-товарных ферм на 2,4 тыс. голов дойного стада каждая. Планируется, что к 2022 году обеспеченность собственным сырьем достигнет 51 %.

«Поставленную год назад амбициозную задачу — прибавить как в количестве экспортных рынков, так и в объемах реализации на каждом из них — мы выполнили. Сделали огромный шаг вперед и в освоении нового сегмента HoReCa. Теперь мы нацелены на 25 тыс. т сыров, то есть планируем прирасти более чем на 60 % в 2019 году. Задача трудная, но выполнимая», — подчеркнула Наталья Черник.