Три тренда мирового молочного рынка, которые были актуальны в 2019 году

Год подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги и посмотреть, каким был уходящий период для мирового молочного рынка. Ведущий аналитик молочных рынков «Инфагро» Максим Фастеев рассказал, какие тренды на рынке стали ключевыми в этом году и какие события повлияли на производителей в большей степени.

Фото: из интернета

Год в молочной отрасли, как и всегда, получился насыщенным. Сложно структурировать события на те, что способствовали росту, и на те, которые снижали спрос, но давайте попробуем. Перечисляю их в порядке влияния, по моему мнению.

Торговые войны

Во-первых, торговые конфликты, которые активно заявили о себе в мире в прошлом году, продолжили влиять на перераспределение торговых молочных потоков и в 2019 году. Что запомнилось? Продолжение торговой войны между Дональдом Трампом и Китаем, которую американский президент пытается «вот-вот» решить уже полтора года. Не менее затянутая история продолжается и с Brexit, который усложнит пищевую безопасность Великобритании и может создать проблемы ирландцам (как для Республики Ирландия, так и для Северной Ирландии, входящей в Соединенное Королевство). Более свежий конфликт «Боинг-Эирбас» отразится на остановке экспорта, в том числе отдельных молочных товаров из ЕС в США. Ну и в целом, кризис ВТО, который спровоцирован перечисленными торговыми войнами и, в частности, политикой г-на Трампа, также оказал влияние на рынок.

При этом нельзя сказать, что в 2019 году в мире наблюдались одни только ограничения. Немало соглашений о свободной торговли было подписано. Наиболее запомнились договоры ЕС-Япония и ЕС-МЕРКОСУР. Также не забываем, что Россия в конце года сняла практически все ограничения для импорта из Беларуси.

Изменение баланса стоимости белков и жиров

На втором месте по значимости для уходящего года я бы поставил изменение баланса стоимости молочных белков и жиров (в частности, масла сливочного). После затяжного ценового дна мировые цены на сухое обезжиренное молоко в 2019 показывали стабильный рост и в конце года достигли максимальных значений за последние 5 лет. Совпадение или один из факторов, но цены на белок начали увеличиваться после того, как Еврокомиссия избавилась от интервенционных запасов СОМ, которые накапливались как раз с 2015 года.

В это же время масло, после двух лет активного спроса и высоких цен, наоборот, начало постепенно дешеветь. С чем это связано? В большей мере с тем, то пекари и кондитеры за эти годы решили перейти с сливочного масла на более дешевые растительные жиры, тем самым в значительной мере сократив глобальный спрос на товар.

Как отмечают аналитики Рабобанк, спрос на мировом рынке переключается в пользу белка, поэтому переработчикам в 2020 году нужно правильно оценить свой продуктовый микс, чтобы зарабатывать на этих изменениях. В целом, данный фактор однозначно повлечет за собой высокую ценовую волатильность.

Антимолочные настроения

Не так очевидно, как в СНГ, но мировой молочный рынок, в особенности США и ЕС, последние годы сталкивается с проблемой «антимолочных настроений» в обществе. Протесты экологов, борьба с выбросами углекислого газа (в т. ч. метана у коров), экономия ресурсов (земля и посевы под корм), отказ от животной пищи, в т. ч. молочных продуктов (связанные как с «заботой» о здоровье, так и с движением по защите животных). Не забываем также о повышенном внимании к непереносимости лактозы. Все эти тренды уже популярны у миллениалов и особенно у поколения Z (нынешние тинейджеры и студенты, т. е. «завтрашние» активные покупатели).

В 2019 году с перечисленными вызовами начали сталкиваться и операторы в СНГ. Производители стали привлекать активное внимание СМИ, на рынке появились растительные альтернативы молока, продажи традиционной линейки продуктов снизились.

Данные «проблемы» уже не «рассосутся», и отрасли придется трансформироваться. В противном случае, производители рискуют потерять полку уже в ближайшие годы.

Несмотря на проблемы и ограничения, мировое население увеличивается, растет спрос на продукты питания. Объемы торговли молочными товарами в 2019 году также демонстрировали прирост. Изучение потребителя, точечные инвестиции в инновационные продукты и упаковку, оценка рисков, поддержка государства, расчёт стоимости баланса жиров и белков, правильная маркетинговая стратегия, — вот те моменты, на которые нужно обращать внимание при работе над трансформацией или запуском нового проекта, будь то биржевой молочный товар или конечный продукт для полки. Можно начинать этим заниматься уже в 2020 году.

Источник: Milknews