Тревожная тенденция: почему импортные товары снова теснят нашу продукцию на прилавках

Импорт все активнее заполоняет наши прилавки. Итоги первого полугодия настораживают: доля отечественных товаров в розничной продаже сократилась до 63,3 процента. Причем сдаем позиции мы даже по продовольствию! Как следствие — критический рубеж в 80 процентов своих продуктов на прилавках пал. Их доля составила 79,5 процента. Казалось бы, что в этом тревожного — всего на полпроцента меньше, чем предусмотрено по доктрине национальной продовольственной безопасности. Во-первых, отметка эта взята не с потолка, а высчитана-выстрадана жизнью, учеными и экспертами. Во-вторых, динамика такова: наши покупатели все чаще кладут в свои корзинки чужое. Значит, ситуация может усугубиться, пишет sb.by.

Чтобы увидеть, на что так сильно подсели белорусы, пришлось обратиться к таблицам Белстата, сравнить продажу отдельных товаров в первой половине этого года и прошлого. Из того, что бросилось в глаза: только каждая девятая проданная луковица была нашей. Год назад — каждая шестая. Успех заметен по яблокам. Наступает импорт по неко-торым позициям алкогольных напитков. Например, в первой половине 2018-го больше пили импортных коньяков и бренди, пива, закусывая их все чаще привозными сладостями. Как и фруктовых и овощных соков. В прошлом году каждая пятая бутылка растительного масла попадала на кухню с наших заводов. В этом — почти каждая седьмая. Реже берем мы свои крупы и макароны, на 11 процентных пунктов сдала позиции мука.

Наверное, похожая участь могла бы постигнуть и сахар, не обрати Министерство антимонопольного регулирования и торговли внимания на положение дел профильных заводов. В прошлом году ситуация с урожаем не только у соседей, но и в мире ударила по ценам на сладкий продукт. Увы, импортный выходил намного дешевле. МАРТ на полгода установило предельную минимальную цену на кристаллический сахар любого производства — 1,5 рубля за кило. Даже с учетом скидок и акций. Затем Евразийская экономическая комиссия согласовала нам продление госрегулирования цен еще на 160 дней, до 23 декабря. Замминистра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун призвал не путать ценовое регулирование и изъятие: «Каждая страна «пятерки» имеет право на определение социально значимых товаров, которые составляют национальную безопасность. И в зависимости от ситуации у всех есть право устанавливать временное ценовое регулирование». Дальше ситуация должна измениться: как-никак на носу новый урожай сахарной свеклы. МАРТ как раз согласовывает Минсельхозпроду закупочные цены для госзаказа. В начале года их снизили на 15 процентов. И сейчас предлагают уменьшить еще на десятую часть. В итоге это повлияет и на стоимость сахара в магазине.

Что же стало причиной того, что доля импорта растет? Во-первых, весьма бодро прибавляет товарооборот. Разогревают хождение за покупками и дешевые потребительские кредиты и рассрочки. По традиции рублем голосуем за привозные товары. Увы, но в нашем сознании крепко засел стереотип, что импортное лучше своего. Справедливости  ради скажу, что не всегда и наши заводы идут в ногу со временем и готовы предложить востребованную новинку. А уж тем более вложиться в рекламу. Кроме того, с прошлого года МАРТ не подписывает никаких соглашений с концернами и министерствами по продвижению их товаров на полки. Второй год все работают в условиях рынка. А значит, приходится договариваться с ретейлом самостоятельно. Судя по ассортименту сетевых магазинов, с ними не всегда получается найти общий язык. Крупные игроки утверждают, что идут на поводу спроса. Производители же жалуются, что издержки присутствия на полках растут, а поставки товаров при этом, наоборот, снижаются. Среди них — немало и «продовольственников». И это только то, что на поверхности.

В любом случае ситуация складывается неприятная, и ее пора брать под контроль. Или можно оставить все как есть. И готовиться к тому, что, когда опомнимся, азиатские товары заполонят наш рынок. А нам только и останется, что продвигать экспорт в страны дальней дуги.