Тенденции на рынке FMCG в России и Европе
- 16.01.2018 13:16
Доклад на такую тему в ходе московских декабрьских «Молочных сессий» озвучила директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus Анастасия ДЖАФАРОВА.
По понятным причинам, мы обращаем ваше внимание на моменты, связанные с потреблением молока и молокопродуктов, причем в основном — в России.
Итак, по словам спикера, впервые за многие годы исследований в 2017-м наблюдалось снижение потребления в сегменте традиционных молочных продуктов.
На российского потребителя и ситуацию в целом повлияло и то, что в стране открывались новые дискаунтеры, росло количество промопредложений. Не секрет и то, что доходы среднего российского покупателя в 2017 году не росли.
Вынужденно сокращая расходы, потребители либо реже ходили в магазин, либо старались высчитать так, чтобы меньше тратить за каждую покупку. Отсюда интерес к промоакциям, новинкам и всему тому, что обещало какие-то льготы. Кстати, каждый пятый оставленный в российском магазине рубль на текущий момент — это покупка по промопредложению, в ходе проведения специальной акции.
Промо и высокая маржинальность как локомотив для молочки
«Только промопредложения вносили положительную динамику по спросу на молочку в 2017 году, — констатировала Анастасия Джафарова. — К примеру, на первом месте по «промо» были творожки: рост зафиксирован в 40 %. Доля термостатной сметаны выросла на 77 %».
При этом точки роста продаж наблюдались в различных сегментах категории «Молочные продукты». К примеру, рост продаж для густых натуральных йогуртов составил 14 %.
Стоит подчеркнуть в связи с этим следующий нюанс: процесс роста продаж наблюдался в категориях высокомаржинальных продуктов.
Парадоксы масла
«Объемы брендированного масла в России упали на 6 %. По небрендированному и весовому маслу сокращение достигло почти 19 %. Причем внутри категории «Масло» 49 % приходится именно на весовое и небрендированное. Это одна из причин, по которым росла цена на масло», — констатировала Анастасия Джафарова, отмечая, что промопредложения по данной категории и дальше будут расти.
Лидеры массового потребительского выбора: мясо и молоко
В целом, по оценке GfK, в секторе продовольствия 15 % затрат потребителей приходится на молочные продукты. При этом на первом месте по объемам затрат остаются мясо и мясопродукты.
«Вся молочная группа за 2017 год пусть и незначительно, но сократилась. На первом месте оставалось молоко. Еще один тренд: сливочное масло выросло в цене более чем на 26 % за год. При этом категория упала более чем на 13 % в потреблении», — резюмировала спикер.
Мнение сетей
Представители сети «Ашан», активно оппонировавшие Анастасии Джафаровой в ходе ее выступления, отметили в частности: «Рынок сегодня находится не в кризисе, как кто-то может подумать, а в новой экономической реальности. И побеждать на нем завтра будет тот ритейл, который максимально эффективно сможет использовать «инструмент перераспределенной маржи».
Источник: Produkt.by