Табачные поветрия. В датах, цифрах, мыслях…

На табачном рынке Беларуси в последнее время ломается много копий, если использовать стилистику романов какого-нибудь Вальтера Скотта. Мне кажется, справедливая конкурентная борьба на нем (рынке, а не Скотте), разумное решение проблем и точный расчет имеющихся перспектив сегодня являются своеобразным ключом… Ключом к пониманию многих экономических, общечеловеческих, философских и иных широких тем, важных для Беларуси в целом.

Начнем с банального, но абсолютно необходимого предисловия. Понятно, курение никому здоровья не прибавляет. (Все как раз с точностью до наоборот). Очевидно, что нужно принимать жесткие меры.

И вот на уровне Правительства Беларуси не первый год прорабатывается законопроект «O защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма». Это — наш ответ нашумевшему законодательному акту Российской Федерации под названием «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вступившему в силу с 1 июня. Попутно серьезными темпами растут акцизы на сигареты и в России, и в Беларуси. Официально запланирован их дальнейший рост и пр.

Вот о том, что реально стоит за этими «информативными» строками белорусских информагентств, мы и решили развернуто поговорить вслух. Да и повод есть: 17 июля 2014 года старейшему промышленному предприятию страны, ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», «стукнуло» 153 года. Благодаря беседам со специалистами этого предприятия, общению с экспертами из сферы торговли и производства, а также из желания разобраться в клубке проблем рождался этот материал.

РОССИЙСКИЙ ФАКТОР-ВЕКТОР

В прошлом номере мы уже обсуждали бегло российский закон, который кратко называют «О борьбе с курением». Он, напомню, вступил в силу 1 июня 2014 года и вызвал в России серьезное противостояние. В частности, Михаил Боярский, народный артист России, курильщик с пятидесятилетним стажем, объявил себя лидером движения «За права курильщиков». Он направо и налево раздает интервью, где говорит примерно следующее: «… в целом мне плевать на этот закон, говорится же — умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Обойдем и мы этот закон, боже ты мой…».

Броско заявлено, но серьезно комментировать слова Боярского и его позицию сложно. Он ведь известен и востребован как артист, а не общественный деятель, да еще такой агрессивный. На мой взгляд, нужно говорить о другом. Российский закон построен сугубо на запретительных мерах. При этом он не предлагает какого-то конструктивного выхода из ситуации. От того, что с 1 июня россиянам запретили повсеместно курить, а с 1 августа, условно говоря, запретят выпивать, они не станут абсолютно безгрешной, проповедующей здоровый образ жизни нацией. Вон, в середине 1980-х годов СССР уже проходил этап борьбы с алкоголем. Закончилось все плохо, в том числе и для СССР. В начале 90-х годов прошлого века неожиданно не стало табачной продукции, «от Бреста до Владивостока». И страна познакомилась с печально известными «табачными бунтами», засильем контрабанды и прочими «цветочками».

В общем, ничего хорошего запреты в чистом виде, не предлагающие разумной альтернативы, не приносили и вряд ли принесут. И поэтому российский закон экспертам представляется довольно слабым,требующим многочисленных доработок и поправок. При этом непонятно, почему его пытаются скопировать в Беларуси.

Самое простое — сказать, что такой подход приведет к оздоровлению славянской нации, точнее, белорусского и российского народов. Но по поводу запретов и их перспектив уже все сказано выше. Мне же кажется: задача такого законодательного акта в идеале — разумный контроль над оборотом и полный запрет реализации табачной продукции подросткам, новые методы пропаганды борьбы с курением, продуманное ограничение продаж. И не нужно здесь изобретать велосипед вместе с вечным двигателем. Все уже и так придумано.

«Табак», «Австро-Венгрия»

и борьба за будущее

Не многие задумываются, но ограничительные меры на реализацию табачной продукции в розничной торговле в Беларуси и так действуют. Вот в России с 1 июня упразднили продажи сигарет в ларьках, запретили торговлю табачными изделиями с выкладкой и демонстрацией товара. У нас ларьки практически упразднены, да и в магазинах с табачной продукцией отечественного производства не так все просто…

При этом в ОАО «ГТФ «Неман» изучили соответствующий опыт ряда европейских стран и начали его внедрять. Например, в Венгрии и Австрии на законодательном уровне установлена полная госмонополия на продажу табачной продукции. Реально это означает следующее. Там на 2000 человек в условном населенном пункте (или его районе) разрешено открывать один специализированный киоск или магазин, торгующий сигаретами. При этом все процессы жестко контролируются. Неудивительно, что Всемирная организация здравоохранения поддержала подобную стратегию. И на ГТФ «Неман» в своей работе с торговлей двинулись по такому же пути, предложив определенную альтернативу нынешним правилам отечественного ритейла.

Речь идет, как вы уже наверняка догадались, о киосках «Табак» на Гродненщине, появившихся весной 2014 года. О них в последнее время писали и спорили многие отечественные СМИ. Кто-то считает их абсолютным злом, не зная, что благодаря установленным там компьютерным системам можно в режиме онлайн отслеживать и фиксировать, сколько единиц подакцизной продукции продается, допустим, в минуту по всей сети. Наконец, имеющиеся видеокамеры отваживают и у несовершеннолетних граждан, и у продавцов малейшее желание нарушать жесткий закон: «Мы не продаем сигареты гражданам младше 18 лет». Плюс ограниченный ассортиментный перечень этих торговых объектов также не вызывает интереса у детей и подростков.

Такая формула торговли позволяет, с одной стороны, устанавливать предельные отпускные цены на продукцию, а с другой — увеличивать отчисления в бюджет. Конечная же цель — борьба с курением среди несовершеннолетних, защита внутреннего табачного рынка и противостояние продукции транснациональных корпораций, монополизировавших практически весь мир. Таково мнение заместителя генерального директора ОАО «ГТФ «Неман» по коммерческим вопросам Александра ШАГУНА.

ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ.

1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

Эта дата, 1 января 2015 года, вызывает обоснованную тревогу у отечественного производителя. Ведь менее чем через полгода в Беларуси будут отменены ограничения на импорт табачной продукции. То есть все ТНК — в гости к нам. Встает вопрос, как им противостоять? И, по мнению помощника генерального директора ОАО «ГТФ «Неман» Дмитрия ЧУГАЯ, «один из перспективных и реальных путей — это как раз наша сеть специализированных киосков. Мы имеем возможность продавать там свою, и не только свою, продукцию, контролировать всех покупателей. В том числе тех, кто может быть связан с теневым рынком».

Кроме того, Дмитрий Чугай подчеркивает тот факт, что в рамках общей стратегии, направленной на борьбу с распространением курения, уже сейчас весь имеющийся в киосках «Табак» ассортимент закрыт от глаз покупателя. «Никакой демонстрации товара с самого момента появления в киосках не осуществлялось: были вывешены списки с предлагаемым ассортиментом, — напоминает он. — Это то, к чему в России в сфере розничной торговли табачной продукцией пришли только с 1 июня 2014 года».

Нужно также отметить, что с 1 января 2015 года в России будет установлена минимальная цена на сигареты — 55 рублей. Это почти в два раза больше сегодняшней минимальной цены. Таким образом, «от табака отсекают несовершеннолетних и людей с низкими доходами». Такова официальная версия. Но подобный подход вызывает много вопросов у специалистов рынка в Беларуси. Есть перспектива, что люди просто станут покупать меньше сигарет в официальной торговле. Мировой опыт именно это и доказывает. Бездумное повышение налогов и цен на «вредные привычки» чревато стремительным развитием теневого рынка — с одной стороны, и колоссальными потерями для бюджета — с другой.

«Давайте не забывать и о том, — говорит Дмитрий Чугай, — что «серый» рынок не интересуется возрастом покупателя, тем самым выступая в роли своеобразного катализатора в развитии подросткового курения. При этом мировые эксперты, анализируя связь роста контрабанды и акцизных налогов, постоянно приводят в пример опыт Японии и США. Там удалось снизить уровень курения и увеличить приток денег в бюджет, избежав роста незаконной торговли».

Каким образом, — можете вы спросить? Просто правительства этих успешных, постоянно развивающихся стран повышали акцизы на протяжении восьми лет, в среднем не более чем на 10 % ежегодно. Так, чтобы потребителя не тянуло покупать нелегальный импортный продукт. Вроде бы мелочь, а доходы в бюджеты и без того небедных держав — колоссальные.

1 ИЮЛЯ 2014 ГОДА.

ЧТО ПОЮТ АКЦИЗЫ ИЛИ ОБ ЭКСПОРТНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ…

Итак, 1 июля 2014 года случилось удивительное событие: впервые за многие годы акциз на сигареты в Беларуси не вырос. Но при этом мировые ТНК, работающие на белорусском рынке, все равно подняли цены на свою продукцию, увеличили свои доходы, но при этом акцизные отчисления в бюджет оставили на прежнем уровне. Иностранные компании не волнует вопрос темпов роста инфляции в стране, зато интересуют десятки миллиардов дополнительной прибыли, которые покинут пределы Республики Беларусь. Для сравнения: государственное предприятие отчисляет ежегодно более 60 млрд рублей только в Фонд национального развития.

«В последние годы, «благодаря» применяемой акцизной политике, цены на табачную продукцию в низком ценовом сегменте — а это практически на 100 % наш сегмент — росли значительно быстрее, чем в дорогом, — говорит начальник отдела маркетинга ОАО «ГТФ Неман» Марина ШАРЛАН. — В итоге цены между ними начали выравниваться. Не так давно четыре ТМ, представляемые транснациональными корпорациями на нашем рынке, перешли из высокого в низкий ценовой сегмент. При этом не секрет, что общая дельта прибыли у иностранных табачных компаний значительно выше. Их отдельные позиции стоят дорого за счет бренда, имиджевой составляющей. К тому же у них всегда есть возможность применения демпинга за счет оборота. Неудивительно, что именно нашей продукции в последнее время становится все теснее на внутреннем рынке».

Как говорил великий Ломоносов, «если в одном месте что-то убудет, то в другом непременно прибавится». Этот закон хорошо применим к нынешней ситуации на гродненской табачной фабрике, которая все активнее позиционирует себя за пределами Беларуси. Впервые за полуторавековую историю предприятия, которое традиционно работает на дорогостоящем импортном сырье и импортном оборудовании, к середине 2014 года оно вышло на положительное внешнеторговое сальдо. «Сейчас доля экспорта и внутренних продаж составляет примерную пропорцию — 50:50, — констатирует Александр Шагун. — Но мы сознаем, что такая ситуация шаткая. Увеличивать огульно долю экспорта при возможности быть вытесненными из внутреннего рынка — довольно опасная перспектива для отечественного производителя.»…

Вроде бы валютная прибыль, ее рост сегодня становятся мерилом успешности предприятия, но имеются нюансы. Во-первых, это мировое перепроизводство и монополизация табачного рынка. Во-вторых, в 2014 году ОАО «ГТФ «Неман», по словам Александра Шагуна, значительно увеличило отгрузку продукции на Украину, которая в силу известных причин старается минимизировать импорт из России. «Но мы осознаем, — отмечает эксперт, — что у Украины есть перспективы консолидации с Евросоюзом в будущем. А в этом случае существует масса мер тарифного регулирования, чтобы сделать нашу продукцию неконкурентоспособной. Но если мы будем упорствовать и увеличивать долю на том же украинском рынке сегодня, то можем стремительно сократить свою долю в Беларуси».

ИЗ 2012-ГО — В 2020-Й ГОД

Много вопросов вызывают перспективы табачного рынка Беларуси. Цитируя деловую прессу «… в связи с планами по акцизам на сигареты в России». К 2020 году акцизы могут достичь 49 евро за 1000 сигарет (сейчас ставки действуют на уровне от 9 до 18 евро). И вот здесь специалисты ГТФ «Неман» единодушны. «Поскольку мы находимся в едином Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, стоит вопрос о гармонизации акцизных ставок в Беларуси и России к 2020 году, — напоминает Дмитрий Чугай. — Но… очевидно, что доходы населения двух наших стран за ближайшие пять лет гармонизировать будет крайне сложно. И в этой ситуации мы предлагаем увеличить ставки акцизов на иностранные табачные марки, а на белорусские оставить хотя бы в три раза меньше. Так уже было, в общем-то, в 2012-м. И этот год был весьма успешным для всех: предприятий, бюджета, оптовиков, розницы».

Хочу со своей стороны вот что подчеркнуть. Как бы это пафосно ни звучало, но Беларусь — одна из немногих стран на планете, которая противостоит мировым процессам глобализации. В нашем случае это означает, что в той же Европе все «открытые» рынки табака заняли транснациональные корпорации, выдавив местных производителей или подчинив их себе. Кто-то скажет, что это — рынок. Но при таком «рынке» сверхдоходы от торговли подакцизной продукцией будут уходить из Беларуси. Вряд ли это правильно.

ЗАВЕРШАЮЩИЕ ШТРИХИ

И вот несколько достаточно ярких фактов напоследок от ведущих специалистов ОАО «ГТФ «Неман».

«За шесть месяцев 2014 года было реализовано на экспорт 5 млрд штук табачной продукции, — отметил Александр Шагун. — Для сравнения, в 2013 году мы такого показателя достигли за целый год».

«Оборудование фабрики загружено на 100 %, работа идет в круглосуточном режиме, — констатирует главный инженер Антон ШЛОПАК. — Но все равно потребности внутреннего рынка по некоторым позициям мы в полном объеме не можем удовлетворить. Поэтому в ближайшие дни на фабрике ожидается поставка и монтаж производственной линии мощностью 12 тысяч единиц продукции в минуту, не имеющей аналогов в стране. Ее запуск позволит нам убрать пять старых энерго- и ресурсоемких линий, значительно увеличить производительность, снизить себестоимость. Мы просчитали, что новая линия должна окупиться за полтора года».

«Что касается отчислений в бюджет Гродненской области, то наша доля там достигает порядка 30 %, — резюмирует Дмитрий Чугай. — По итогам работы за полгода в деньгах — это 1 трлн 878 млрд рублей, с темпом роста 128,5 %. Как видите, не самые плохие показатели. Хотелось бы быть услышанными в части наших предложений по акцизной политике в стране. И тогда показатели будут только улучшаться. Подчеркну тот факт, что наше предприятие — абсолютно государственное. А значит, будет и дальше осуществлять социальную политику, платить в бюджет налоги и дивиденды из прибыли и т. д. Только на поддержку хоккея в Гродненском регионе в 2013 году было направлено 40 млрд рублей, не говоря о других социальных проектах. Сомневаюсь, что нечто подобное даже близко будут делать мировые ТНК, если они окончательно монополизируют белорусский рынок».

Александр НОВИКОВ