Сыр себя показал.

Первый белорусский Сырный фестиваль уже стал историей. Проходил он в музее народной архитектуры и быта под открытым небом, в Строчицах, под Минском. Тем, кто там побывал, он запомнился: переменчивой погодой, живым интересом граждан (по разным оценкам, в тот день фестиваль посетили порядка 5000 человек) и, конечно, масштабной демонстрацией сыров от ведущих производителей Беларуси. Было любопытно.

Александр БЕЛОВ

Не думаю, что наше издание можно будет обвинять в ангажированности, если мы репортаж выстроим вокруг павильона компании «Савушкин продукт». Вот наши аргументы в пользу такого решения.

Пятерка — «за»…

За последние 5 лет «Савушкин продукт» из просто участника сырного рынка страны вышел в безусловные его лидеры, причем отнюдь не только по валу. И это не просто красивые гладкие фразы. За этот период, в дополнение к уже имеющейся в компании площадке по производству сыров в Каменце, компания приобрела и дала второе рождение еще двум цехам: в Пинске и Столине. За короткое время они были превращены в заводы по производству сыров европейского уровня. В данные цеха и линии вложены серьезные инвестиции. Впечатляют и темпы масштабной реконструкции: семь и четыре с половиной месяцев соответственно.

Специалисты компании стажировались в сыродельных странах Европы: Германии, Голландии и т. д. Так что о качестве и многообразии сыра здесь знают не только в теории.

Одним из самых основных и ярких участников Сырного фестиваля была именно эта, брестская компания. Всерьез приступив к решению вопроса производства сыров, компания делает акцент на выпуске брендовой продукции. Своеобразным локомотивом стал на сегодняшний день «Брест-Литовск». Сыры этой линейки производятся на основе старинных рецептур, адаптированных к современным условиям и технологиям. Именно с брендом «Брест-Литовск» компания и вышла на Сырный фестиваль.

«Савушкин продукт» все делает для того, чтобы фраза пафосного Сальвадора Дали, «если в стране нет, по меньшей мере, пятидесяти сор­тов сыра, значит, она дошла до ручки», не имела к нашей стране отношения. Кто скажет, что это не так, пусть бросает в нас все что угодно.

Что можно называть оригинальным подходом

Не в обиду другим участникам выставки, но именно «Савушкин продукт» сумел ярко себя проявить, несмотря на наличие и других серьезных производителей на фестивале. Допустим, к проведению стандартной дегустации от себя решили добавить изю­минок.

Пока в палатках у соседей-конкурентов дегустировали привычный ассортимент, в павильоне компании «Савушкин продукт» на пробу гостям фестиваля были предложены необычные сыры, сваренные специально к празднику. Какой человек не обратит внимание на экспонент, если в одном образце будоражит аппетитный букет из весенней зелени, а в других в самых разных комбинациях «играют» горчица, паприка, морковь, чеснок и тмин? Сыр со специями и зеленью — такой всегда привлечет внимание.

Помимо пряных радостей, хозяева стенда предложили гостям и вовсе необычный сыр. Сваренный по норвежской технологии, он удивил всех тонким ароматом топленого молока и сладковатым карамельным послевкусием. Для многих белорусов сыр с таким вкусом был в новинку, хотя в Норвегии он считается традиционным. Примерно как для нас «Пошехонский». Нужно отметить еще вот что: представленный на суд гостей фестиваля продукт нельзя назвать полной копией с норвежского собрата. В рецептуру своего «норвежского» технологи компании внесли собственную изюминку.

Сыр «бруност», или «брюнуст» (его еще называют «коричневым сыром») — особый сорт, производимый в стране, которую англоязычные граждане знают как Norge. Он имеет коричневый, близкий к карамельному, цвет и сладковатый вкус. Вот на этот загадочный «бруност» и оказался похож новый норвежский сыр из Беларуси. К сожалению посетителей, ни одну из сырных новинок made in Savushkin Product на фестивале купить было нельзя: для массовой торговли такие сыры пока не выпускаются. Варили их на пробу — проверить, насколько будут они интересны потребителю. Интерес оказался неподдельным. Так что торговле, очень даже может быть, стоит ждать новинок.

От традиций никто не отказывается

То, что для дегустации гостям предложили экспериментальные продукты, вовсе не значило, что традиционные сыры остались на этом празднике без внимания. На первом Сырном фестивале компания представила линейку сыров под брендом «Брест-Литовск». На сегодняшний день он объединяет пять разных видов: «Классический», «Сливочный», «Легкий», «Выдержанный» и «Экстра выдержанный». Было бы грешно не дать возможность гостям мероприятия попробовать их все. Сыры из серии «Брест-Литовск», предусмотрительно расфасованные небольшими брусочками, разносили по фестивальной площадке в изящных корзинах две молодые барышни, одетые в стильные костюмы образца XIX века. Роль прекрасных горожанок на протяжении всего дня с блеском исполняли отнюдь не привлеченные профессиональные актрисы, а специалисты компании — Людмила Пужук и Марина Комелькова.

Стоит заметить, что популярность девушек на фестивале зашкаливала: их наряды привлекали внимание как простых зевак, так и профессиональных фотографов из разных периодических изданий. Обратите внимание на наши фото, если не доверяете словам.

И еще в пользу стиляВасилий Розанов говорил, что стиль является душой всех подлинных вещей. О бренде «Брест-Литовск» любой адекватный человек скажет: стильно.

И вот в этом едином стиле был оформлен весь стенд компании на первом Сырном фестивале. Тут вам и оригинальный павильон, и элементы интерьера и экстерьера из натурального дерева… И, конечно же, сырные головы — куда же без них на таком мероприятии?! Помимо стандартных шестикилограммовых голов «Легкого», «Сливочного» и «Классического», павильон украшала голова сыра «Брест-Литовск» весом не сколько-нибудь, а в целых 50 кило! Эту сырную головищу специально к фестивалю сварили мастера Столинского производственного филиала.

Был и еще один знатный экспонат на стенде компании — сырный поезд. Как раз тот самый, на который опоздал уважаемый гражданин из телерекламы сметаны «Брест-Литовск». Этот поезд, вырезанный из голов самого настоящего сыра, — дело рук семейного подряда: дизайнера компании Елены Тарабуко и ее талантливого мужа-скульптора. Сказать, что этот сырный экспонат привлек к себе много внимания, — значит, ничего не сказать. Поезд трогали, нюхали, даже пытались откусить от него кусочек! А журналисты газеты «Железнодорожник Беларуси» пообещали написать про поезд отдельную статью в своем издании.

Секундочку, вас снимают

В павильоне «Брест-Литовск» весь фестивальный день во всю мощь работала не только зона дегустации, но еще проводились и фотосессии. Каждый желающий мог сфотографироваться с «сырной» бутафорией — шляпой, бабочкой и кусочком сыра — на фоне 50-килограммовой сырной головы.

К слову, эта сырная голова буквально «возлежала» на деревянной телеге, специально для нее заказанной. Работавшие в павильоне специалисты шутили: мол, если бы за каждое фото гости платили хотя бы по тысяче рублей, то мы стали бы миллионерами за день. Кроме шуток, но за день здесь запечатлели себя на память тысячи людей.

Торговый фактор

Так уж получилось, что участники фестиваля в массе своей активности от белорусов не ждали и много продукции не захватили. В итоге кое-кому можно было отбывать домой уже в обед.

«Савушкин продукт» решил сделать все на широкую ногу и привлек к работе представителей своей фирменной торговли, причем с большим ассортиментом не только сыров, но и цельномолочной продукции. И здесь просто на ура пошел не только сыр, но благополучно прихваченные йогурты и десерты. Ничего удивительного: у гостей фестиваля на свежем воздухе здорово разгулялся аппетит.

А общепит как всегда не успевал за запросами граждан. Впрочем, это слишком обширная тема. Свернем ее, не начиная.

Чемпионы вкуса

И еще один факт. Так сказать, «лыко в строку». Как уже многим известно, в рамках фестиваля наше издание провело очередной дегустационный этап конкурса «Чемпион вкуса».

В ходе слепых дегустаций всем участникам праздника было предложено оценить вкус, цвет и консистенцию сыров в разных номинациях: голландского и российского типов, рассольных, плавленых, низкожирных и элитных сортов. В каждой номинации из шести-семи закупленных в торговых организациях сыров до финала дошли только три-четыре лучших, получившие «зеленый свет» от профессиональной дегустационной комиссии. И лишь в номинации «Сыры элитные до 90 суток вызревания» в финал вышли пять образцов. Дело в том, что сразу два продукта набрали одинаковое количество баллов от профессионального жюри.

И вот в самой насыщенной и престижной номинации сыр «Брест-Литовск экстра выдержанный» одержал триумфальную победу и получил Гран-при. Положение обязывает, говорят специалисты компании: «Брест-Литовск» — знатный продукт!

Мнения

Время нам понемногу сворачиваться. Стоит напоследок отметить, что программа фестиваля была на удивление насыщенной: дегустации от производителей, эстафеты, конкурсы, мастер-классы и даже крысиные бега.

Вот несколько экспресс-высказываний посетителей стенда.

«На фестиваль пришла потому, что я фанат сыра: очень люблю и ем его каждый день. Так что я не могла пропустить такое мероприятие! — сообщила Вероника из Минска. — На стенде «Брест-Литовск» мне понравилась интересная экспозиция и то, что можно сделать необычное фото. Очень понравился новый сыр — «Норвежский». И дегустация была организована интересно: когда девушки с корзинками ходили и раздавали небольшие кусочки сыра в индивидуальных упаковках». «Мы попробовали сыры с овощами и специями — нам понравилось! А еще сфотографировались с сырной шляпой, — говорит Елена, которая пришла на фестиваль с мужем и дочкой. — Купили у вас сыр, который в нашем магазине бывает, но редко — «Брест-Литовск выдержанный».

Подводя итоги

Говорят, средний белорус съедает в год всего два килограмма сыра. Компания «Савушкин продукт» собирается исправить эту статистику. В том числе и для этого было до мелочей выстроено участие в первом Сырном фестивале. Если традиция продолжится, брестская компания приедет обязательно и на второй Сырный фестиваль. Да и сами наверняка придумают что-то такое, чтобы расширить кругозор белорусов и в сырном вопросе. С них это станется.

Поздравляем-поздравляем

Когда верстался этот материал, стало известно: генеральному директору ОАО «Савушкин продукт» Александру Васильевичу Савчицу на внеочередной сессии Брестского городского Совета было присвоено звание «Почетный гражданин города Бреста».

Приятно, когда награждают и ценят достойных людей, пахарей и патриотов. С именем Савчица связаны успехи и достижения одной из самых известных продовольственных компаний на постсоветском пространстве. (Про сыры мы уже достаточно сказали, нет?).

И вот еще что. 24 июня компании «Савушкин продукт» вручили сертификат соответствия системе управления безопасностью пищевой продукции FSSC (Эф-Эс-Эс-Си) 22000. Впервые в Беларуси сертификат получила вся линейка продуктов, а также система управления безопасностью на двух заводах компании — в Бресте и Пинске. Все это — результат постоянного развития и обновления. «Данный единый стандарт управления безопасностью пищевых продуктов, признанный во всех странах Европейского союза, позволит компании выйти на новые рынки и наладить сотрудничество с крупными международными торговыми сетями. Сертификат — как ключ. Мы надеемся, что в компании «Савушкин продукт» сумеют им воспользоваться», — отметила, вручая А. В. Савчицу сертификат, официальный представитель сертификационного органа LRQA Галина Миненкова.

1 июля 2013 года первая партия цельномолочной продукции от компании «Савушкин продукт» выходит на рынки Евросоюза.

И в этот же день у генерального директора компании день рождения. В канун юбилея журнал «Продукт.BY» желает Александру Васильевичу сохранять все то же неуемное желание постоянно придумывать и воплощать в жизнь что-то новое. И конечно, очень бы хотелось, чтобы ЕГО продукция была известна и востребована во всем мире. Они все этого заслуживают: и мир, и Савчиц, и «Савушкин продукт» — во всем своем многообразии.