Соль "попала под раздачу" российских антимонопольщиков

Единственного экспортера белорусской соли в Россию "Мозырьсоль" "уличили в сговоре с российскими компаниями".

Интригующее сообщение появилось в российских СМИ со ссылкой на пресс-релиз Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), пишет Белорусы и рынок.

Белорусы выживают конкурентов?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) 15 сентября 2010 года возбудила дело в отношении производителя соли ОАО "Мозырьсоль", генерального дилера предприятия ООО "БПК", а также их российских партнеров: ЗАО "Предприятие МС", ЗАО "ТДС", ОАО "Группа Упак", ООО "Гроссери", OOО "Евротраст Экспо", ООО "Гильдия+", ООО "СевзапРегионСоль СПб" и ООО "Евросервис Плюс" – по признакам нарушения Федерального закона "О защите конкуренции". Как поясняет на своем сайте пресс-служба ФАС, дело заведено на основании жалобы департамента продовольственных ресурсов правительства Москвы и в рамках антимонопольного контроля социально значимых продовольственных товаров.

Вина вышеперечисленных компаний заключается в том, что в начале этого года на совещании в Москве они достигли соглашения об условиях реализации соли производства ОАО "Мозырьсоль". Ссылаясь на протокол совещания, ФАС делает вывод, что участники совещания решили закрепить основных потребителей по ассортименту и количеству соли с целью недопущения конкуренции товара одного происхождения. Кроме того, чтобы исключить необоснованное завышение отпускных цен на продукцию ОАО "Мозырьсоль" для конечных потребителей, ООО "БПК" было разрешено заключать прямые контракты с другими контрагентами на определенных условиях.

Эти договоренности, по заключению ФАС, нарушают запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. В частности, действия компаний подпадают под часть 3 (запрещаются соглашения, приводящие к "разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков)" и часть 6 (запрещаются соглашения, приводящие к "экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар") пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции". Претензия без бумаги

При ближайшем рассмотрении оказалось, что "Мозырьсоль" не является в этой истории главным фигурантом. "Против нас никто дела не возбуждал, это описка, – пояснил корр. "БР" заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО "Мозырьсоль" Анатолий Щипер. – У нашего предприятия есть официальный представитель в лице ООО "Белорусская продовольственная компания" (БПК), они продают нашу соль, вырабатывают официальную стратегию и политику продаж".

В ООО "БПК", дочерней структуре "Белгоспищепрома", согласились с тем, что претензии в публикации высказаны в адрес их компании, однако никаких извещений от ФАС там не получали. "Если дело возбуждается, то, по российскому законодательству, в течение трех дней должно прийти предписание. Информация появилась в интернете еще 16 сентября, но нам до сих пор никто ничего официально так и не предъявил", – выразил недоумение в разговоре с корреспондентом "БР" 23 сентября гендиректор ООО "БПК" Владимир Стома.

Руководитель предприятия также рассказал свою версию истории. По его словам, в 2010 году ООО "БПК" по плану должно реализовать на российском рынке 220 тыс. тонн соли производства "Мозырьсоль", в том числе 50 тыс. тонн – на московском рынке.

"Договоренность об этом объеме между правительством РБ и правительством Москвы в лице департамента продовольственных ресурсов была достигнута на совещании в ноябре прошлого года, – поведал В. Стома. – Кто-то из наших покупателей работает по таблетированной соли, кто-то – по фасованной, у каждого своя специфика. Поэтому в феврале мы собрали своих основных потребителей и сообщили им, что на этот год запланирован такой-то объем. Мол, исходя из этого и рассчитывайте свои возможности".

БПК своей вины не видит

Ни о каком сговоре, по мнению гендиректора БПК, и речи быть не может. "Как мы можем закрепить потребителей соли или навязать им свой товар? – возражает на заключение ФАС В. Стома. – Это же самостоятельные коммерческие структуры. Если им не нравятся наши условия работы, они просто с нами не работают. Тем более что на московском рынке присутствуют и другие поставщики соли".

Со вторым пунктом "обвинения" – разрешением для БПК заключать прямые контракты с другими контрагентами – г-н Стома тоже не согласен. "Эта мера направлена на предупреждение повышения цен, – сказал он. – Так что в этом плохого? Я не понимаю. И наши контрагенты, ознакомившись с этой информацией, тоже не могут понять, в чем проблема".

Вывод "ответчика": от действий белорусского поставщика никто не пострадал. "Да и кто мог пострадать? – задается риторическим вопросом гендиректор БПК. – Департамент продовольственных ресурсов Москвы? Нет, так как отгрузка соли идет планово и без задержек. Никакого ажиотажа на соляном рынке нет. Я не знаю, кто мог пострадать".

К слову, не только ажиотажа, но и значительного роста цен в Москве с начала года тоже не наблюдалось. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики России, в августе индекс роста цен на поваренную соль по отношению к декабрю 2009 года в Москве составил 103,06%, в то время как на продовольственные товары в целом – 106,02%.

Но ФАС настаивает

Тем не менее в Федеральной антимонопольной службе не считают соглашение БПК с российскими партнерами безобидным. "Рынок пищевой соли социально значим. Все нарушения антимонопольного законодательства в данной сфере будут своевременно пресекаться", – сделал публичное заявление начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Теймураз Харитонашвили.

Как заверили корреспондента "БР" в пресс-службе ФАС, письма в адрес предполагаемых нарушителей направлены, но, видимо, еще не прошли долгий почтовый путь. Более того, включение в черный список производителя ОАО "Мозырьсоль" ошибкой не является.

Говорить сегодня о том, чьи интересы пострадали в результате "соляного сговора", сотрудники ФАС считают преждевременным. Это будет выяснено в ходе расследования. Процедура предусматривает создание специальной комиссии, которая рассмотрит доводы сторон и вынесет свое заключение. В случае если вина компаний будет доказана, на них наложат штраф в размере от 1 до 15% годового оборота.