Широки сети торговли

На прошлой неделе министр МАРТ Владимир Колтович принял волевое решение и снял гриф «для служебного пользования» с обсуждения концепции нового документа по регулированию работы торговых сетей. Дискуссия получилась действительно горячей, чему и стали свидетелями приглашенные журналисты. Министр скрывать не стал: встречу сделали максимально открытой именно для того, чтобы не создавать лишнего напряжения. Уже в ближайшие дни обсуждение на площадке МАРТ продолжится. И очевидно, что прийти к единому знаменателю заинтересованным сторонам получится не сразу, пишет sb.by.

Документ, о котором идет речь, пока даже не имеет конкретного названия. Это только лишь обсуждаемая концепция, из которой может вырасти проект нормативного акта. Его цель — ввести дополнительное регулирование работы торговых монополистов на рынке. Сама по себе эта идея не нова: каждое государство так или иначе регулирует или пристально следит за работой монополистов на потребительском рынке. Впрочем, копировать какое-то конкретное решение МАРТ не собирается. Кроме того, документ пройдет через широкое общественное обсуждение, будет согласован с органами госуправления.

В ходе дискуссии несколько раз прозвучало выражение «рыночная сила». В министерстве в него вкладывают вполне четкий смысл — влияние на конкурентов и поставщиков. В качестве примера здесь приводят случай, когда монополист получал от производителя продукцию по эксклюзивной цене и, делая стопроцентную надбавку, в результате предлагал покупателю более привлекательную стоимость, чем конкуренты с наценкой 30 процентов. Действительно, на первый взгляд для остальных игроков ситуация видится довольно несправедливой. Однако такие примеры нужно разбирать глубже. Сама по себе «эксклюзивная цена» для торговой сети не появляется из воздуха. Преимущество крупных ретейлеров не только в больших объемах. Не стоит забывать и о логистике: имея в наличии огромные логистические центры, собственный транспорт, есть возможность, условно говоря, приехать на любое предприятие и самостоятельно загрузить фуру. Для производителя здесь одни плюсы: голова не болит, как сбыть товар. Разумеется, подобные услуги не бывают бесплатными. Отсюда и возникают скидки. Для мелкой розницы такая схема, конечно же, будет роскошью.

Тем временем представители бизнес-союзов сетуют: нужно сокращать долю крупных торговых сетей на рынке. Между тем давайте обратимся к цифрам на примере Гомельской области. В январе — декабре прошлого года здесь из 710 вновь созданных организаций более 35 процентов (254 предприятия) — в сфере розничной и оптовой торговли. Кроме того, на 1 января этого года количество субъектов хозяйствования, воспользовавшихся нормами Указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», в сфере розничной торговли составило 81 субъект (48 юрлиц и 33 индивидуальных предпринимателя). О чем это говорит? Лишь о том, что, как бы ни сетовали на притеснения со стороны монополистов отдельные представители деловых кругов, малый бизнес в райцентрах по-прежнему предпочитает больше работать в торговле. А после вступления в силу Декрета № 7 и сопутствующего пакета документов для этого созданы максимально привлекательные условия.

Уже в этот четверг дискуссия на площадке МАРТ продолжится. Каким будет итоговый документ, пока еще совсем не ясно. В любом случае в нем не место эмоциям, а только бизнесу.