Съедобная пленка и «умная бумага». Как в Беларуси производят экологичную упаковку?

Уже на протяжении почти 50 лет специалисты ОАО «Борисовский завод полимерной тары «Полимиз» изобретают что-то новое,  не забывая совершенствовать проверенную временем продукцию. Крупнейший производитель упаковочных материалов в Беларуси не боится инноваций, стремится прорваться на мировую арену и находится в постоянном поиске новых рынков сбыта. «Полимиз» рассказал Agronews о том, как не только поддерживать тренды, но и создавать новые.

50 лет заводу «Полимиз». Какой путь пройден за это время?

В марте 1968 года на заводе была выпущена первая продукция. С тех пор предприятие постепенно расширялось, росло, происходило беспрерывное развитие и обучение. Сегодня на производстве работает более 270 человек, выпускается более 25 видов упаковочных материалов. 90% всей производимой продукции  —  с нанесением печати.

«Пятидесятилетие мы празднуем как предприятие, входящее в тройку крупнейших по производству пленочной упаковки и материала в Беларуси», —  подчеркивает маркетолог компании Екатерина Букетова.  

Стоит отметить, что значительно обновлен технологический парк: закуплено современное оборудование, позволившее создать мощный цех для производства пищевой упаковки. С 2017 года «Полимиз» активно работает с 8-цветной печатью на итальянской машине Uteco. Производственная мощность — более 3000 тонн готовой продукции в месяц.

Завод перерабатывает до 95% отходов от производства собственной продукции. Также это одно из немногих предприятий в стране, которое работает в сфере развития экологичных упаковочных материалов и инвестирует в исследования данного вопроса.

«Мы зарегистрировались на международном сайте Alibaba.com, который способствовал выходу на азиатский рынок, а также развитию европейского направления. Образцы продукции отправляются по всему миру — качество нашей упаковки оценили предприятия Нигерии, Кении, Шри-Ланки, Саудовской Аравии, Кыргызстана, Китая и США», —  рассказывает Екатерина Букетова. Компания имеет статус Gold Supplier на данном ресурсе, прошла полную верификацию, подразумевающую проверку с  предоставлением официальных документов.

«Полимиз» является первой белорусской компанией, которая получила Европейский сертификат на пленочную упаковочную продукцию.

Как «Полимиз» нашел способ уменьшить образование отходов и совершил прорыв в области упаковки?

Упаковка занимает около 15% от всех потребляемых человеком продуктов. Ежегодно наблюдается рост полимерных, картонных и бумажных отходов, что ведет к переполнению полигонов и свалок, а также к ухудшению экологической ситуации в мире. Сжигание отходов — довольно дорогостоящая процедура, которая приводит к образованию высокотоксичных веществ, в том числе фуранов и диоксинов, вредящих окружающей среде. Свалки, куда привозят ТБО, являются очагом зарождения и развития болезнетворных вирусов, а также патогенных микроорганизмов. Помимо этого, разрастание свалок приводит к отчуждению полезных земельных площадей.

Компания «Полимиз» нашла выход из ситуации и выпустила «Умную бумагу». Новый продукт — современная альтернатива кашированной фольге и FPO PE (линкаверу).

«Умная бумага» — экологически чистый материал, в состав которого входят минеральные добавки, за счет чего достигается высокая водо-, масло- и жиростойкость, бактериологическая чистота («эффект скорлупы»), высокие барьерные свойства, безопасность, белизна, матовость поверхности, хорошие тактильные свойства. В отличие, например, от кашированной фольги, она не нуждается в дополнительной утилизации и полностью разлагается.

Данная пленка может использоваться на любом упаковочном оборудовании и оказывает меньшую нагрузку на фасовочные машины, что продлевает срок службы оборудования.

Печать на молочной пленке

Ламинатор

Она подходит для упаковки творога, сливочного масла, спредов, маргарина, может служить подложкой для тортов, печенья, пряников и других кондитерских изделий. Декларация соответствия позволяет использовать материл для детского питания. «Умная бумага» также подойдет для фасовки влажных салфеток и мыла.

Например, на заводе ОАО «Беллакт» в «Умную бумагу» упаковывают творог, ОАО «Савушкин продукт», ООО «Бабушкина крынка» и ООО «Евроторг» используют данный материал для сливочного масла. Помимо этого, «Умная бумага» поставляется на ОАО «Минский молочный завод №1», ОАО «Здравушка-Милк», а также на российские ОАО «Ядринмолоко», «Молвест», Торжокский Молочный комбинат «Тверца», ООО «Новатор» (Крым), «Крымский молочник» и другие.

Съедобная пленка с антикариесным эффектом. Чем еще удивляет «Полимиз»?

Самый необычный материал «Полимиз» — съедобная пленка, которая не имеет аналогов на территории СНГ. Она сделана из крахмала и пищевых полимеров на основе воды, что делает ее легко усвояемой и безопасной для организма. Пленка продлевает срок хранения продуктов и служит достойной альтернативой упаковочным материалам.

Антикариесный эффект достигается за счет введения штаммов, которые борются с микробами, вызывающими кариес.

«Также мы договорились о сотрудничестве с Институтом микробиологии НАН, который работает с натуральными экстрактами гвоздики и куркумы. В отличие от штаммов, с ними можно работать вне боксов, — рассказывает Екатерина Букетова. — При нанесении экстрактов прочность снижается, но мы можем ввести 10-15% второго полимера, чтобы это компенсировать. Гвоздика убивает микробы и не поддерживает гниение, а перец и куркума, например, считаются противораковыми добавками».

Используя возможности «Умной бумаги», специалисты разработали комбинированный материал «Умная кашированная фольга», который объединил все преимущества кашированной фольги и полимерной пленки «Умная бумага». В планах компании — выход на промышленные масштабы производства и продвижение материала как упаковки для мороженого и сливочного масла.

Самым популярным продуктом предприятия является полиэтиленовая наполненная пленка, служащая упаковкой для молока, молочных продуктов, детского питания, майонезов, соусов и т.д. Аналогичный материал разработан для упаковки грунтов, удобрений и порошков.

Экструдер, выдувка молочной пленки

С 2005 года «Полимиз» является единственным производителем в Беларуси популярных двухкамерных стаканов для йогуртов или творожков с наполнителем.

«Спрос на данный вид продукции не перестает расти. В Беларуси наши стаканчики покупает ОАО «Беллакт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» и др. За рубежом продукт используют крупные молочные заводы Молдавии, России, Монголии и Украины», — подчеркивает Екатерина Букетова.

В год ОАО «Борисовский завод полимерной тары «Полимиз» выпускает более 15 миллионов двухкамерных стаканчиков. Благодаря наличию специального печатного оборудования можно наносить печатать на двухкамерных стаканчиках, а не только клеить этикетку.

Производство стаканчиков

Какой должна быть качественная упаковка для пищевой продукции?

Маркетолог предприятия «Полимиз» Екатерина Букетова высказала экспертное мнение о том, какой должна быть современная упаковочная продукция.

Упаковка должна быть прочной. Какой в ней смысл, если при малейшем физическом воздействии она рвется? Очевидна необходимость жиро- и влагостойкости  — жирные пятна на упаковке не способствуют покупке товара. Устойчивость к низким температурам особенно актуальна, например, в зимний период, когда при транспортировке продукт долгое время находится в холодной машине.

Для некоторых материалов, таких как полиэтиленовая пленка наполненная, важна возможность термосварки — упаковка не должна «расползаться» при нагреве. Еще одно важное свойство — препятствие проникновению УФ-лучей. Например, черный внутренний слой пакета для молока отвечает за сохранность продукта. Немаловажными свойствами являются также презентабельный внешний вид упаковки и приятные тактильные ощущения.