Рынки сыра: конкуренция ужесточается

Конкуренция на рынке сыра растет как в Беларуси, так и за рубежом. В прошлом году благодаря отечественным производителям наша страна стала четвертым в мире экспортером сыров, а сейчас рынки находятся под жестким влиянием COVID19. Об этом рассказала заместитель директора по развитию и маркетингу ОАО «Туровский молочный комбинат» Наталья ЧЕРНИК.

— Как развивается рынок сыра в Беларуси? Становится ли на нем больше игроков?

— Белорусский рынок сыра развивается динамично, отражая масштабные преобразования в молочной отрасли в целом — у предприятий-переработчиков и в молочном животноводстве. Одна из наиболее заметных тенденций — концентрация производства, которая проявляется в слияниях и поглощениях, построении вертикально интегрированных структур.

Сектор мягких и полутвердых сыров находится в стадии активного роста — с каждым годом появляется все больше новых продуктов и брендов отечественных и зарубежных производителей.

Рынок становится все более конкурентным. Есть в этом и положительные моменты, особенно для потребителей. Конкуренция и широкое предложение самых разных продуктов помогают развивать саму категорию, ускоряют переход этих видов сыров в статус базовых продуктов повседневного меню среднестатистической белорусской семьи.

— Какая продукция имеет наибольший вес в производстве?

— По итогам 2019 года Беларусь вошла в четверку мировых экспортеров сыров, после стран ЕС, США и Новой Зеландии. За прошлый год произведено 249,8 тыс. т сыров жирных, что на 18,5% больше, чем годом раньше. Экспорт составил 183 тыс. т, или более 73%. Таким образом, производство сыров растет в соответствии с потребностями основных рынков. До 90% в объемах производства составляют твердые и полутвердые сыры, при этом наибольшим спросом на внутреннем рынке традиционно пользуются полутвердые сыры.

— Насколько мягкие и полутвердые сыры являются конкурентным сегментом?

— Рынок мягких и полутвердых сыров демонстрирует заметное обострение конкуренции — новинки предлагают все производители и бренды. Наряду с расширением предложения повышается потребительская грамотность, вслед за знаниями и опытом приходят требовательность и даже искушенность потребителей.

Уже очевидно, что для успешных продаж недостаточно яркого дизайна или активной рекламной кампании. Огромную роль играет состав продукции, стабильность качества и органолептических параметров. В то же время экономические вызовы периодически выводят в лидеры ценовой фактор.

— Велика ли доля зарубежной продукции на нашем рынке?

— В нашей стране производится широкий ассортимент высококачественных натуральных продуктов питания, в том числе около 330 видов сыров. Наши производители в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка. И не только внутреннего. Мы видим успешные инициативы коллег по отрасли даже в производстве ультратвердых и плесневых сыров.

Конечно, на рынке представлены и импортные продукты известных брендов. По данным Белстата, в 2019 году импорт сыров составил около 5,5 тыс. т, что не превышает 8% от внутреннего потребления. Импорт ориентирован преимущественно на потребителей ценовых сегментов премиум, высокий и выше среднего.

— Какова динамика потребления мягких и полутвердых сыров в Беларуси и за рубежом?

— В Беларуси в целом растет потребление молочных продуктов и сыров. За 10 месяцев прошлого года спрос на натуральные сыры вырос на 8,8%, в то же время объем потребления заменителей снизился на 25,5%. При этом потребление мягких и полутвердых сыров динамично растет. Это связано с популяризацией итальянской кухни, проникновением всемирно известных блюд в повседневное меню белорусов, а также естественной сменой вкусовых предпочтений в связи с изменением стиля и ритма жизни людей.

В России в 2019 году объем потребления всех категорий сыров в натуральном выражении увеличился на 11%. Наиболее растущей категорией являются именно мягкие сыры. Импортные поставки мягких сыров в Россию в прошлом году в стоимостном выражении составили 171,8 млн долларов, при этом в натуральном выражении доля белорусских поставок составляет 61,3%.

— Кто является среднестатистическим потребителем сыров итальянской категории в Беларуси, а кто — за границей?

— Портрет потребителя в разных странах не сильно отличается. Наши потребители на любом рынке — современные люди, преимущественно семейные, с высоким уровнем образования, любовью к путешествиям и интересом к культуре разных стран, в том числе культуре питания. Классические социально-демографические характеристики, такие как возраст, пол, и даже уровень дохода, влияют на предпочтения значительно меньше.

— Насколько актуальны вопросы диверсификации экспорта? Трудно ли выдерживать конкуренцию за рубежом?

— Мы — крупное предприятие-экспортер, более 80% выпускаемой продукции реализуем на внешних рынках, в 2019 году этот объем составил 18 тыс. т. Сегодня география экспорта включает 16 стран. Однако поставки в Россию по-прежнему составляют высокую долю экспортных продаж. Поэтому диверсификация экспорта — ключевое условие устойчивого развития предприятия.

Вектор развития экспортных продаж направлен на Восток — это рынки стран СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива. Конкурировать на зарубежных рынках приходится не только с локальными производителями, но и с крупнейшими глобальными компаниями и их международными брендами. Это крайне сложно. Задача тем более усложнилась в условиях рецессии, вызванной последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и введения на национальных уровнях жестких карантинных ограничений.

— Как отразилось распространение COVID-19 на вашем сегменте?

— Мы видим симметричную ситуацию на всех национальных рынках, местами с временной задержкой. Производители продуктов повседневного спроса продолжают удовлетворять потребности покупателей в сегменте розничных продаж, онлайн-заказов и доставок. Мы наблюдаем всплеск спроса в рознице преимущественно на полутвердые сыры. Драйверами продаж становятся такие характеристики продуктов, как универсальность применения, длительные сроки хранения, возможность заморозки, демократичная цена. Объемы реализации других видов продуктов снижаются.

Драматично выглядит ситуация в сегменте Food Service, или HoReCa — вводятся жесткие ограничительные меры, заведения закрываются. Поэтому всех производителей, вне зависимости от локации, отрасли или сегмента, беспокоит вопрос, какой ценой и в какие сроки удастся преодолеть экономические последствия пандемии в глобальном масштабе и на конкретных рынках. В то же время каждый из нас максимально быстрыми темпами разрабатывает и реализует пакеты эффективных антикризисных мер для сокращения негативного влияния ситуации на бизнес.

Источник текста и фото: belmarket.by