Россия обеспечена собственным продовольствием лишь на 65%

Несмотря на значительные успехи этого года в зерновом производстве и внушительных показателей прошлых лет по птицеводству и свиноводству, Россия до сих пор остается импортозависимой страной.

На заседании правления «Меркурий-клуба», посвященном проблемам повышения эффективности агропромышленного комплекса, президент клуба и академик РАН Евгений Примаков сообщил, что «страна находится в зоне опасности, если доля импорта продовольствия превышает 25%», информируют Крестьянские ведомости. Решение этой проблемы невозможно за счет полной отмены импорта или введения жестких ограничительных мер. По мнению Примакова, сократить присутствие зарубежной еды на российских прилавках можно, во-первых, за счет повышения качества продукции отечественного АПК. То есть покупатели должны сами рублем голосовать только за российское мясо, молоко, сыр.

Во-вторых, снизить импорт можно за счет увеличения экспорта. В этой связи участники дискуссии отметили необходимость продажи зерна. Без экспорта, который, кстати, в текущем сельскохозяйственном году ожидается на уровне 23 миллионов тонн, невозможно увеличение доходов сельхозпроизводителей до уровня, который позволил бы действительно модернизировать сельское хозяйство.

Однако, по мнению Евгения Примакова, зерновой экспорт сталкивается с рядом проблем. В первую очередь наметился явный кризис перепроизводства. Всю весну аграрии юга трубили об излишках, и во многом это повлияло на решение правительства о возобновлении экспорта. Сейчас на переизбыток продовольственного сырья жалуются уже крестьяне Сибири. Его негде хранить, да и по-хорошему вывезти не получается. То тарифы не перевозку высокие, то заторы на железной дороге.

«Мы явно отстаем со строительством линейных, портовых, а также небольших хранилищ зерна для малых форм хозяйствования. Я имею в виду линейные и портовые элеваторы. Почему бы не предоставить государственные льготы строительным компаниям, занятым созданием инфраструктуры увеличивающей мощности по хранению зерна на Юге, в Сибири, на Дальнем Востоке?» – приводит слова Евгения Примакова «Российская газета».

По его мнению, можно было раз и навсегда решить вопросы о тарифах на перевозку зерна в порты. «Эта тема поднимается из года в год. Почему нельзя без битвы за снижение тарифов решить этот вопрос на постоянной основе?» – удивился академик РАН.

Ответом на вопросы экспертов, касающихся, кстати, не только экспорта зерна, но и сокращения разрыва между городом и деревней, должна стать госпрограмма развития сельского хозяйства. Ее проект, рассчитанный на 2013-2020 годы, сейчас активно обсуждает общественность и СМИ. Замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков признал, что пока действительно слабо развита инфраструктура для продовольственного экспорта, на 60-70 процентов изношены многие перерабатывающие мощности.

«Поэтому мы будем продолжать строительство как портовых элеваторов, так и линейных, особое внимание мы уделяем развитию речных элеваторов. С теми проблемами, которые есть сейчас на железной дороге, развитие речных перевозок зерна является наиболее актуальным и наиболее эффективным», – рассказал заместитель главы минсельхоза. Кроме того, он сообщил, что в планах есть строительство и так называемых узловых элеваторов.