Ритейлеры пересматривают ассортиментные матрицы

Белорусские ритейлеры в условиях падения доходов населения и увеличения административных издержек вынуждены пересматривать ассортиментные матрицы, делая ставку на средний и экономсегменты, рассказали представители розничной торговли. Если роста благосостояния не произойдет и покупательная активность не оживится, все это вкупе с борьбой с импортом и поддержкой отечественного производителя может привести к сужению ассортимента.

Согласно данным Белстата, розничный товарооборот в январе — октябре 2016 г. составил 29,8 млрд рублей, снизившись на 3,5 % в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Но если в первом полугодии падение товарооборота было характерно только для сегмента непродовольственных товаров, то по итогам 9 месяцев отрицательный результат сформировался и в сфере продовольствия. Food снизился на 1,2 %, non-food просел на 5,1 %.

Помимо снижения доходов населения, на ритейл давит регулятивная среда и административные барьеры. В этом году появилась масса издержек, которые не предусматривались программами развития. Так, торговля вынуждена была нести траты на адаптацию к деноминации национальной валюты. Плюс необходимо было заключить с «Информационно-издательским центром по налогам и сборам» договоры на средства контроля налоговых органов, которые позволяют им контролировать выручку магазинов. Непростые отношения и с производителями, которые навязывают невостребованный ассортимент изделий при выполнении заявок магазинов на востребованные товары, отмечают в Ассоциации розничных сетей. На повестке дня планируемое ограничение продаж алкоголя.

По мнению ритейлеров, нововведения вкупе с сохраняющейся стагнацией в экономике негативно скажутся на рентабельности магазинов, могут ускорить темпы падения товарооборота. По данным Белстата, рентабельность продаж предприятий розничной торговли, за исключением розничной торговли автомобилями и мотоциклами, по итогам восьми месяцев 2016 года составила 3 %. Крупнейшие белорусские ритейлеры утверждают, что у них этот показатель находится в пределах 0,5−1,5 %. Как итог, сети не могут похвастаться активным ростом, открытием большого количества новых магазинов, как это было ранее. Некоторые из них вынуждают урезать площади. Так, например, «Гиппо» и «Простор», которые делали ставку на развитие гипермаркетов и широкий ассортиментный перечень, отдали часть площадей в Минске датской сети по продаже товаров для дома JYSK.

Наряду с этим происходит оптимизация ассортиментных матриц магазинов. В приоритете находится ликвидный товар.

— Кризис для всего ритейла внес свои коррективы. Снизилась оборачиваемость у сетей, покупатель начал ориентироваться на более низкие ценовые сегменты из-за снижения доходов, — говорит управляющий «Простора» Сергей Бушин. — Поэтому по многим сетям произошла оптимизация ассортиментного перечня. Это коснулось и нас, мы приблизились, скажем так, к рекомендуемому ассортиментному перечню, который в Беларуси утвержден на законодательном уровне.

По словам заместителя гендиректора сети универсамов «Рублевский» Валерия Разумова, в магазинах в определенных долях представлен ассортимент различных сегментов. Но в текущих условиях для покупателя сети сегменты премиум и средний+ становятся менее актуальными. Сеть старается сделать акцент на более дешевые товары и товары повседневного спроса. Плюс ко всему «акционная политика сети усиливается». «Доля проводимых акций в этом году выросла на 45 п. п. относительно доли предыдущего года», — сказал Разумов.

Меняется и поведение самих потребителей. Например, люди отказываются от эмоциональных, спонтанных покупок. Не покупают продукт, только потому, что его еще не пробовали, как делали это раньше. Чтобы избежать спонтанных покупок и снизить свои расходы, люди сокращают количество походов в гипермаркеты, предпочитая магазины «у дома», отмечают эксперты.

Розничные сети также увеличивают число программ лояльности покупателей. «Снижение доходов населения в этом году было прогнозируемо, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Поэтому нами был, например, внедрен соцпроект, направленный на продажу товаров первой необходимости с минимальной торговой надбавкой (мука, сахар, подсолнечное масло и другие). Для достижения этих целей «Рублевский» получает дополнительные скидки от поставщиков, а также жертвует своей доходностью. Если поставщики не готовы предоставить дополнительные скидки, проведение акции происходит за счет сети», — говорит Разумов.

По словам участников рынка, изменились условия работы с поставщиками. «Покупатель сегодня диктует цену. Потребитель воспринимает акционную цену как регулярную, и производители вынуждены реагировать. В текущем году, например, средняя цена продажи нашей продукции упала примерно на 5−6 %», — сказал гендиректор «Лидского пива» Аудриус Микшис. При этом он отмечает, что крупные игроки «выкручивают руки», требуют все чаще больших скидок. Он надеется, что в скором времени такое поведение закончится и торговля заживет по долгосрочным цивилизованным правилам.

Что касается перспектив, то ритейлеры замерли в ожидании стабилизации ситуации, наблюдают, как будет развиваться рынок дальше. Пока же на повестке дня самая горячая пора года — новогодние праздники. Торговля надеется на всплеск покупательной активности (по данным Нацбанка, активность на потребительском рынке поддерживается за счет расходования населением денежных сбережений), чтобы заработать и хоть немного компенсировать потери уходящего года.

Источник: новостные источники сети интернет