Предприятие из Березы готовится вытеснить с белорусского рынка корпорацию «Тетра Пак», а пока просит финансовой поддержки государства

В апреле 2011 года на РУПП «Березатара» был введен в эксплуатацию цех по производству упаковки для жидких пищевых продуктов.

В Беларуси такая упаковка не выпускается, и новое производство идеально вписалось в рамки программы по импортозамещению. Основное технологическое оборудование для него стоимостью более 20 млн евро поставила итальянская компания. Сам же инвестиционный проект, инициированный Минсельхозпродом РБ и получивший поддержку главы государства, был оценен в 131 млрд рублей и финансировался за счет кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк».

Что любопытно: в инвестиционном проекте по организации производства упаковки на РУПП «Березатара» в графе «возможные препятствия/проблемы/степень риска» прописано категоричное «нет». Предполагаемый объем производства – 500 млн упаковок типа «Рекс» и «Брик» в год. Со временем, с учетом дальнейшей модернизации предприятия, речь могла идти об увеличении мощностей до 1 млрд упаковок в год. Сейчас эти цифры у людей, причастных к реализации проекта, вызывают лишь нервный тик. Новый цех работает на сотую долю своих возможностей. В самом прямом смысле: в 2012 году загрузка мощностей составила 1 %, за три месяца этого года – 1,6 %. За предприятием тянется длиннющий шлейф кредитных обязательств, выполнить которые оно не в состоянии. Препятствий и проблем на пути белорусской упаковки в действительности оказалось так много, что впору задаться вопросом: а просчитывал ли эти риски кто-нибудь вообще?

Все дело – картон!

Главной причиной, сдерживающей загрузку мощностей нового производства на РУП «Березатара», специалисты называют отсутствие сырьевой базы. Основными компонентами упаковки под жидкие пищевые продукты являются картон из беленой сульфатной целлюлозы и полиэтилен низкого давления, которые в Беларуси не производятся. Не выпускаются у нас и сопутствующие компоненты типа стрип-ленты, гранулята, клея и прочего. Все это можно приобрести у иностранных производителей, но, во-первых, какое же тогда это будет импортозамещение, а во-вторых, даже на мировом рынке приобрести качественное сырье не так-то просто. Хотя бы потому, что объемы многослойного картона от основных его производителей изначально распределены (квотированы) между главными производителями упаковки.

Предполагалось, что к моменту ввода в строй нового цеха РУПП «Березатара» в стране уже будет организовано собственное производство и картона, и полимера. Этого не случилось. Еще в 2007 году концерны «Беллесбумпром» и «Белнефтехим» заявили о невозможности в ближайшей перспективе организовать выпуск этой продукции на подведомственных им предприятиях. «Березатара» вынуждена закупать сырье за рубежом. Импортная составляющая в ее упаковке доходит до 90 %. Соответственно, и цена на нее выше, чем у иностранных производителей. По словам директора РУПП «Березатара» Дмитрия Балаклейцева, белорусская упаковка получается дороже в среднем на 50-150 рублей за штуку.

«Китов» просят посторониться

Предположим, что заводы по производству картона и полимера у нас все-таки построены и готовы полностью обеспечить березовское предприятие сырьем. Вопрос следующий: куда столько упаковки девать? Новая линия рассчитана на производство 500 млн упаковок в год, при этом позволяет выпускать ее лишь в двух размерах: 250 мл и 1 л. По информации Комитета госконтроля Брестской области, проводившего серьезный анализ состояния дел на предприятии, емкость всего белорусского рынка составляет 450 млн упаковок в год, в том числе в размерах, которые может предложить предприятие – 200 млн упаковок. То есть, чтобы выпустить и продать на внутреннем рынке эти 200 млн упаковок (40 % от производственной мощности), необходимо полностью вытеснить с него зарубежных поставщиков.

Между тем сегодня более 95 % всех поставок на белорусский рынок упаковки для жидких пищевых продуктов приходится на два мировых кита: «Тетра Пак» (Швеция) и «Комбиблок» (Новая Зеландия). «Конкурировать с ними нереально, – считает начальник управления контроля за работой отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы КГК Брестской области Вячеслав Бычковский. – Ассортиментный ряд у них несравнимо больше, они же являются поставщиками оборудования для розлива при условии использования их упаковки, плюс они имеют возможность демпинговать, чтобы сделать свою продукцию еще привлекательнее».

Кот в мешке

Но и производители продовольствия не рвутся отказываться от «тетрапаковской» упаковки в пользу белорусской. Дело в том, что внедрение нового упаковочного материала – процесс достаточно длительный. Чтобы предприятие-потребитель могло смело использовать его в производстве, надо провести испытания продолжительностью в срок хранения продуктов. В случае соков это могут быть и 8 месяцев, и год. Первые испытания упаковки оказались плачевными. В прошлом году Борисовский консервный завод разлил в партию березовской упаковки (230 тысяч штук) березовый сок – и спустя пару месяцев вся партия была забракована: упаковка «расползлась». Аналогичная ситуация повторилась и на других предприятиях.

Правда, к сегодняшнему дню, по словам директора предприятия, эти проблемы удалось решить. Но белорусские потребители, хотя и выражают готовность взять эту упаковку для испытаний, относятся к ней по-прежнему настороженно. «За пределами республики на молоке и соках мы сегодня зарабатываем 10-12 млн долларов год, – поясняет свои опасения генеральный директор ОАО «Савушкин продукт» Александр Савчиц. – Мы поставляем эту продукцию в 15 стран мира. И отправлять ее, не будучи уверенными в качестве упаковки, – никто из производителей на это не пойдет».

Ищем выход

На недавнем совещании по вопросу эффективности использования оборудования и свободных площадей на РУПП «Березатара» председатель Комитета госконтроля Республики Беларусь Александр Якобсон назвал это предприятие «ярким примером того, как нельзя подходить к реализации инвестпроектов». Впрочем, виноватых искать уже поздно – нужно каким-то образом исправлять ситуацию. Перво-наперво, все-таки наладить в Беларуси производство того картона из беленой сульфатной целлюлозы. Необходимое для этого оборудование будет смонтировано на Добрушской бумажной фабрике и сможет давать 60 тысяч тонн картона в год.

Однако случится это, по словам председателя концерна «Беллесбумпром» Александра Переславцева, не раньше 2016 года. До этого времени «Березатара» рассчитывает работать на многослойном материале из картона, который поставляет ей сейчас итальянская компания IPI. Именно благодаря ей предприятие смогло выпустить в прошлом году 5 млн штук упаковки и задействовать 1 % производственных мощностей. Однако уже в этом году планирует выпустить… в 20 раз больше. «Сегодня у нас заключены договоры с 27 предприятиями на поставку продукции. На 20 из них регулярно идет отгрузка, – рассказывает директор «Березатары» Дмитрий Балаклейцев. – Их потребность позволит нам уверенно выйти на объем 20 % от мощности цеха». Согласно расчетам, сделанным на самом предприятии, к 2014 году цех упаковки планируется загрузить на 40 %, к 2015-му – на 60 %, а еще через год выйти на проектную мощность. Чтобы «излишки» все-таки поставлять на внешний рынок. Вот тут и возникает вопрос: если все эти годы «Березатара» планирует работать на сырье компании IPI, то сможет ли потом от него отказаться?

«Я знаю такие моменты: садятся на одного поставщика, как на иглу, и убрать его потом непросто. Поэтому, устанавливая в Добруше это оборудование, мы хотим быть уверенными, что вы 100 % будете потреблять этот картон», – предупреждает Переславцев.

Если этим замечательным планам и суждено сбыться, то только при очередной поддержке государства. Для финансирования данного проекта в соответствии с распоряжением президента страны «Белагропромбанком» под гарантии правительства был выдан беспроцентный кредит на сумму 131 млрд рублей. Начать погашать его предприятие должно было еще два года назад, но добилось отсрочки. С 1 января 2013 года ежемесячные выплаты по кредитным обязательствам РУПП «Березатара» составляют почти 2,7 млрд рублей. При этом среднемесячная выручка от реализации продукции в январе-феврале этого года – 1,4 млрд рублей. То есть в два раза меньше кредитных обязательств.

Кроме того, на начальном этапе реализации проекта предприятие было освобождено от уплаты таможенных пошлин в размере 16,6 млрд рублей за ввезенное в страну оборудование. Так как условия предоставления государственной поддержки выполнены не были (предприятие и близко не вышло на проектную мощность), то таможня может данные платежи взыскать. По информации КГК Брестской области, такое решение таможенными органами уже готовится.

Словом, чтобы выйти на заявленные 20 % загрузки мощностей в этом году, предприятию остро нужны оборотные средства, которых у него нет. И даже дополнительно выделенные банком (опять же под гарантии правительства) 30 млрд рублей не спасут, если придется сейчас выполнять обязательства по ранее взятым кредитам. Именно поэтому предприятие намерено вновь просить о пролонгации своей задолженности. В течение месяца бизнес-план по выходу из кризиса должен быть детально проработан, просчитан и представлен главе государства. Скорее всего, «Березатара» в очередной раз получит желанную отсрочку. Другого способа «встряхнуть» это предприятие, кроме как дать ему возможность работать по уже заключенным договорам, сегодня просто нет.

Но вот вопрос: если к 2016 году Беларусь сумеет-таки наладить производство картона для упаковки «типа Тетра Пак», то не появятся ли к тому времени на рынке упаковки другие, более современные материалы, по сравнению с которыми «наш» картон окажется безнадежно устаревшим?

Источник: vb.by