Вы здесь

Правомочность использования термина «натуральный» на этикетках молочных продуктов

Применение слова «натуральный» на упаковке молочной продукции действующими нормативами не предусмотрено, однако и запрета на его использования нет. Эксперт по стандартизации Людмила Панасюк рассказала sfera.fm о целесообразности и необходимости придания официального статуса этому термину.

Согласно понятийному аппарату существующих законодательных и правовых документов и документов по стандартизации, использование термина «натуральный» для молока и всего спектра молочной продукции не предусмотрено.

Так, например, в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013, раздел II «Основные понятия»), ГОСТ Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения», а также в стандартах на такую продукцию, как молоко, масло, сливки, творог и иные ( ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия», ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия», ГОСТ Р 52971-2008 «Масло топленое и жир молочный. Технические условия», ГОСТ Р 53435-2009 «Сливки-сырье. Технические условия», ГОСТ Р 52096-2003 «Творог. Технические условия», ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое. Технические условия»), в разделе «Термины и определения» и текстах термин «натуральный» отсутствует.

Новейшие разработки стандартов на молочную продукцию периода 2010–2017 годов (ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия», ГОСТ 31451-2013 «Сливки питьевые. Технические условия», ГОСТ 31453-2013 «Творог. Технические условия», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия» и иные) также «молчат» о термине «натуральный».

При этом зачастую (практически 90 %) на этикетках молока и продуктах его переработки можно увидеть маркеры-слова «Молоко натуральное» и «Масло сливочное натуральное», «Из натуральных сливок». Могу предположить, что тому виною ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко натуральное коровье – сырье. Технические условия» (именно так он назывался с момента вступления в силу и вплоть до 2010 года) и ранее действующие стандарты по терминологии ГОСТ Р 51917-2002 «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения» и ГОСТ Р 52176-2003 «Продукты маслоделия и сыроделия. Термины и определения», в которых присутствовало понятие «натуральный» и его определение. В настоящее время последние отменены, а с 1 января 2010 года изменением № 1 к ГОСТ Р 52054-2003 из наименования и текста стандарта исключено слово «натуральное».

Таким образом, понятия «натуральное молоко», «натуральные сливки», «натуральное масло», «натуральный творог» и «натуральный продукт» не имеют четкого легитимного статуса: отсутствует определение, но также и отсутствует запрет на его использование.

Безусловно, рассматриваемый термин и его определение будут иметь относительный характер на фоне существующей природной контаминации продуктов различного происхождения (биологической, климатической, технологической). Это своего рода технологическая отраслевая договоренность. Имеющееся в литературных источниках определение термина «натуральный» – нативный, природный, предполагает некий «идеальный» продукт, не загрязненный токсичными элементами, пестицидами, не подвергающийся технологической обработке, воздействию стимуляторов роста, антибиотиков, гормонов и т. д. Исходя из этого, надо запрещать термин «натуральный» для всех пищевых продуктов. Однако разрешено же писать на этикетках «Кофе натуральный», «Консервы рыбные натуральные» и т. д.? Производители договорились называть, например, консервы без масла, томатного соуса, овощей, круп и так далее «Сельдь атлантическая натуральная» и получилась «натуральность» относительная, как отраслевая договоренность, закрепленная в документах.

Однако при коллегиальном проведении экспертизы моего предложения (и в целом поднятого вопроса) с участием специалистов-профессионалов молочной отрасли вполне возможно принятие положительного решения – выбор из всего классификационного спектра ассортимента молочной продукции одного, которому можно присвоить наименование и характеристику «натуральный».

Четко понимая все pro и contra предлагаемого аспекта (особенно contra), тем не менее считаю уместным вернуть термин «натуральный» некоторому ассортименту молока и продуктов его переработки. На фоне существующих и с каждым годом все более многочисленных вариантов наименований (видов) молока и молочных продуктов, как то: «молокосодержащие», «растительномолочные», «восстановленные», «сухие», «концентрированные», «рекомбинированные» и иные, – имеет смысл ввести понятие «натуральное молоко», а также «натуральные сливки», «натуральное масло» и «натуральный творог».

Возможно, следует взять на вооружение так называемое «молоко в СССР» и оттолкнуться от следующего аспекта. Все товарное натуральное молоко в СССР – это невосстановленное, ненормализованное, необезжиренное молоко, то есть питьевое цельное молоко с обязательной пастеризацией и ультрапастеризацией (с возможной очисткой молока от механических примесей и охлаждением). В зависимости от термообработки питьевое молоко называют «термизированное молоко», «пастеризованное молоко», «топленое молоко», «стерилизованное молоко», «ультравысокотемпературно-обработанное молоко» – это также варианты натурального молока.

Можно ориентироваться на вариант по ГОСТ Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения» (п. 12): питьевое молоко – молоко с массовой долей жира не более 9 %, произведенное из сырого молока и/или молочных продуктов и подвергнутое термической обработке, а также обработке в целях регулирования его составных частей без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока».

На основании вышеизложенного предлагаю рассмотреть вопрос о введении понятий «натуральное молоко», «натуральные сливки», «натуральное масло», «натуральный творог» и их определений в раздел II «Основные понятия» ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

При этом следует учесть, что «натуральный продукт» – не равно «органический продукт». В рыбной отрасли, например, понятие «натуральный продукт» имеет более высокий статус, чем «органический» в ряду рыбных продуктов, относящихся к «здоровой пище», хотя понятие «натуральность» официально не существует. В молокоперерабатывающей отрасли ситуация отличается от градаций, принятых в рыбной отрасли. Здесь преобладает промышленное производство, а не промысловое. Полагаю, что в молочной отрасли статус определения «натуральный» будет ниже, чем статус понятия «органический» в сегменте так называемой здоровой пищи, так как и то и другое находится в промышленном товарном сельскохозяйственном пространстве, но в различных условиях.

Также, по моему мнению, понятие «фермерский продукт» и появление этой фразы на этикетке вовсе не означает, что продукт натуральный или же органический. Фермерские хозяйства – это также промышленное производство, но, вероятно, менее масштабное.

Новости по теме:
ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат» продолжает обновлять ассортимент выпускаемой продукции под торговой маркой «...
Минсельхоз Российской Федерации предлагает в обязательном порядке маркировать молочные продукты, содержащие заменители...
Команда брендингового агентства UP-BRANDS разработала дизайн для нескольких линеек сырной продукции «Милава». «...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by