Право. Право Республики Казахстан применительно к договору поставки

Вопрос

Между поставщиком (Республика Казахстан) и Покупателем (Республика Беларусь) был заключен договор поставки с применимым правом Республики Казахстан. Рассмотрение споров производится в международном арбитражном суде Республики Казахстан. В ходе приемки товара Покупателем выявлена недостача, брак, а также товар поставлен с нарушением сроков поставки.

Какими международными актами, актами законодательства Республики Казахстан и Республики Беларусь регулируются данные правоотношения?

Какой порядок действий по взысканию задолженности за просрочку поставки, недопоставку, поставку товара ненадлежащего качества?

Каким образом осуществляется приемка товара?

Ответ

Поскольку стороны согласовали при заключении договора применимое право, то применение международного право о коллизионных нормах в данном случае не требуется. Правовое регулирование правоотношений, вытекающих из договора поставки будет осуществляется следующими нормативными актами: Гражданским кодексом Республики Казахстан (далее — ГК); Законом Республики Казахстан «О государственных закупках»; Законом Республики Казахстан «Об арбитраже»; постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательств», «О судебном решении» и др.

К обязательствам по поставке товаров применимы как общие нормы гражданского законодательства Республики Казахстан (статья 272 ГК о надлежащем исполнении обязательства, статья 349 ГК понятие нарушения обязательства, статья 8 ГК осуществление гражданских прав), так и на специальные нормы, регулирующие порядок поставки (глава 25 параграфы 3 (поставка), 1 ГК (купля-продажа). Отдельного или специального законодательного акта, регулирующего порядок или условия поставки товаров нет.

Поставка считается совершенной, если покупатель получил товар в количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке, в соответствии с условиями договора. В ином случае у покупателя возникает право требовать от поставщика исполнения его обязательств.

При недопоставке или просрочке поставки покупатель имеет право:

1) отказаться от принятия не поставленных в срок товаров. При этом важно уведомить об этом поставщика, так как все товары, поставленные до направления соответствующего уведомления, подлежат приемке (п.4 ст. 464 ГК).
2) приобрести непоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (п. 1 ст. 473 ГК). Предварительное уведомление об этом поставщика также является обязательным.

Уплата неустойки за недопоставку или просрочку поставки считается со дня, определенного договором до момента фактического исполнения им договорных обязательств. При этом сама неустойка должна быть предусмотрена договором, законной неустойки, аналогичной белорусскому законодательству, в Казахстане нет.

Пример 1

Стороны заключили договор поставки. Условия поставки — 100% предоплата. Покупатель осуществил предоплату, однако поставка товара была произведена только частично, в связи с чем образовалась задолженность поставщика перед покупателем.

После направления претензии, покупатель обратился с иском в суд. В связи с тем, что поставщик не смог подтвердить исполнение обязательства по поставке в полном объеме, суд, руководствуясь статьями 259, 258, 272-273, 440 ГК удовлетворил требования покупателя о возврате перечисленной суммы денег (Решение специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султан от 13 января 2020 года по делу № 7119-19-00-2/15980)

Пример 2

По условиям договора поставки, поставщик обязался поставить покупателю товар в течение 60 дней со дня заключения договора, однако в обусловленные сторонами сроки товар поставлен не был. Покупатель заявил иск о взыскании пени за просрочку поставки товара. Иск был удовлетворен. При вынесении решения суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 458 ГК по договору поставки продавец (поставщик), являющийся предпринимателем, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии со статьями 272, 277 ГК обязательство должно исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства и в срок, определенный обязательством.

В договоре стороны предусмотрели, что оплата штрафов, пени производится поставщиком в течении 7 календарных дней с момента получения соответствующего счета. Поскольку поставщик не представил доказательства исполнения обязательства, с него была взыскана договорная пеня (Решение специализированного межрайонного экономического суда города г. Шымкент от 27 января 2020 года № 2301-19-00-2/3211).

Установлено, что поставщик обязан передать товар надлежащего качества, при этом надлежащим считается качество, соответствующее условиям купли-продажи (п.1 ст.422 ГК). Стороны должны в договоре предусмотреть требования, предъявляемые к качеству товара, а также порядок осуществления приемки товара (п.1 ст. 427 ГК). Сторонам предоставлено право как договорится о принятии товаров с недостатками, так и право установить повышенные требования к качеству товара. Однако есть исключения — это обязательные стандарты для определенных категорий товаров (ГОСТы), которых должны в обязательном порядке придерживаться стороны (ст. 422 ГК).

Необходимость проверки качества товара может содержаться как в требованиях законодательных актов, так и в соответствии с условиями договора (п. 1 ст. 427 ГК). При этом законодательством урегулирована лишь процедура проверки качества определённых товаров (например, которые должны соответствовать ГОСТам), все остальные товары проверяются по качеству в порядке, установленном договором (п. 2 ст. 427 ГК). Осуществление проверки качества товара является, как правило, обязанностью покупателя. Продавец, при наличии основания его ответственности за нарушение условий договора о качестве, отвечает за недостатки проданного товара вне зависимости от того, знал он о них или нет. Данное правило является императивным (п. 1 ст. 429 ГК).

При передаче продавцом товара ненадлежащего качества, то есть нарушении им условий договора о качестве, покупатель вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо принять такой товар и предпринять определенные меры по возмещению убытков, возникших в связи с нарушением продавцом условий договора о качестве продаваемого товара (п. 1 ст. 428 ГК).
Интересным является право покупателя в случае невыполнения требований об устранении недостатков товара, приобрести такие товары у других лиц, с отнесением всех необходимых и разумных расходов по их приобретению на поставщика (п.1 ст. 473 ГК).

Также необходимо отметить, что требование о некачественности товара могут быть заявлены покупателем как поставщику, так и непосредственно производителю товара (п. 3 ст. 428 ГК).

Пример

Поставщик поставил товары, часть из которых была с браком. Покупатель самостоятельно устранил брак и заявил иск о возмещении убытков. Поставщик просил отказать в требованиях, так как считал, что наличие брака было недоказанным.

При вынесении решения суд руководствовался следующим. Согласно пункту 2 статьи 466 ГК принятый покупателем товар должен быть им осмотрен в срок, определенный законодательными актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятого товара в порядке, установленном законодательными актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товара незамедлительно письменно уведомить поставщика. В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 428 ГК если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Стороны предусмотрели в контракте, что при обнаружении недостачи или дефектов поставщику в обязательном порядке направляется уведомление. Поставщик выезжает на место, где составляется двухсторонний акт. Судом установлено, что порядок, установленный договором, покупатель проигнорировал, в связи с чем в его требованиях было отказано (Решение Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области от 31 января 2020 года дело № 5501-19-00-2/3568).

В случае, если иск рассматривается в Международном арбитражном суде Республики Казахстан, используется Регламент соответствующего суда, который регламентирует порядок и сроки судопроизводства. И хотя не все арбитражные суды содержат указание о необходимости досудебного урегулирования спора, тем не менее считаем, что нелишним будет направить претензию поставщику, в которой явно выразить свою волю по поводу того, ожидает ли покупатель поставку или же требует уплаты денег и пени за просрочку поставки. После этого, собрав необходимые доказательства, покупатель имеет право заявить требование в суд. Конкретный список документов, подаваемых вместе с исковым заявлением, необходимо искать в Регламенте выбранного суда. При этом в Арбитражный суд можно обращаться только при наличии арбитражной оговорки об этом в договоре или заключении Арбитражного соглашения.

Получив арбитражное решение, поставщик обязан его исполнить в срок, установленный решением. По истечении срока, сторона арбитражного разбирательства, в пользу которой вынесено арбитражное решение (взыскатель), вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном исполнении арбитражного решения по месту рассмотрения спора арбитражем либо по месту жительства должника или по месту нахождения органа юридического лица, если место жительства или место нахождения неизвестно, то по месту нахождения имущества должника (статья 253 ГПК).

Таким образом, из анализа норм права Республики Казахстан мы видим, что законодательством не установлена обязательная пеня за просрочку исполнения обязательства, данное условие является факультативным и остается на усмотрение сторон. Закрепить ответственность за просрочку предлагается сторонам в договоре. Также стороны должны предусмотреть требования к качеству товара, а также порядок приемки товара, так как специальных норм права в законодательстве этой страны для большинства товаров нет. Предполагаем, если стороны не оговорили порядок приемки товара, то необходимо осуществлять приемку исходя из общепринятых норм приемки — определение качества продаваемого товара по спецификации предполагает проверку соответствия товара описанию, содержащемуся в техническом описании товара; определение качества по образцам предполагает сравнение продаваемого товара с образцами и т. д.

БЕЛЯВСКИЙ С. Ч.
Юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов

КОБРИНЕЦ М. В., юрист