Правительство расширило механизм господдержки производителей молока

На днях Правительство расширило механизм господдержки производителей молока. Ее будут оказывать не только производителям коровьего, но и других нетрадиционных видов: козьего, овечьего и кобыльего. Если говорить о конкретных цифрах, то размеры финансовой помощи наверняка порадуют производителей. Субсидии выплачиваются на единицу реализованной или направленной на переработку сельхозпродукции: на тонну овечьего молока – 22 рубля, козьего – 28, кобыльего — 44. На молоко коровье базисной жирности субсидия составляет 22 рубля, сообщает sb.by.



Споры о том, какое молоко полезнее и вкуснее, идут давно, но предпочтения здесь устоявшиеся. Для жителей Востока – верблюжье и кобылье, для европейцев – коровье, овечье и козье, у африканцев — непреходящий спрос на молоко буйволов. Хотя, в принципе, сам по себе спор не стоит и выеденного яйца. Ведь пристрастие к тому или иному виду зависит от географии страны и традиций. Для Беларуси важен и другой очень серьезный момент — поддержать развитие новых отраслей животноводства для повышения конкурентоспособности.

А еще это очередное доказательство того, что агробизнес в стране — не пустой звук. На слуху и конкретные шаги государства по поддержке фермеров, предпринимателей, в том числе и на селе. В начале года Премьер-министр Андрей Кобяков побывал с рабочей поездкой на сельхозпредприятиях «БелКумысПром» и ООО «Истерн Шип» Логойского района. Первое — единственное в стране предприятие молочного коневодства. Здесь около 400 голов, из них 221 дойная кобыла. Около половины лошадей родились уже здесь, но это не те лошади, которых мы можем увидеть в деревнях или парках отдыха. Они гораздо крупнее и сильнее, а стоимость их варьируется от 2,5 до 10 тысяч евро.

Предприятие рассчитано на получение и переработку от 1,5 до 2 тонн молока в сутки. Поскольку предприятие молодое, на полную мощность оно еще не вышло, и объем продукции от месяца к месяцу варьируется. На старте это было около 300 литров ежедневно, теперь — 500—600. Один из вопросов, в которых здесь разбирался глава Правительства, — правильное использование такого ценного ресурса. Чтобы получить положительный финансовый результат, надо наращивать объемы производства. Уже тогда Андрею Кобякову производители задали вопрос: почему производство кобыльего молока, не уступающее коровьему с точки зрения полезности, не получает господдержку?

В унисон звучали вопросы и на ООО «Истерн Шип», которое планирует первым в Беларуси продавать племенных баранов и овец высокопродуктивной породы иль-де-франс. Но сложностей хватает, ведь технологии развивают с нуля, готовят специально обученный персонал. Конечно, мало сомнений, что этот проект с иранскими инвестициями оправдает себя и выйдет на прибыль. Но обоим предприятиям, этим новым видам агробизнеса нужна помощь.

Премьер-министр пообещал, что Правительство изучит возможности для поддержки развития новых отраслей животноводства. Результат — немалые размеры субсидий на каждый вид молока.

Возникает вопрос: стоило ли государству так вкладываться, ведь субсидии довольно солидные? Какое поголовье у нас овец и коз в хозяйствах всех категорий? Статистика говорит о 155 тысячах. За последние пять лет овец стало вдвое больше — около 100 тысяч голов. Кстати, на требуемое госпрограммой поголовье животноводы вышли с опозданием на два года. Ну а стадо коз, стало быть, насчитывает 50 тысяч голов. Прямо скажем, негусто. Почему?

Сегодня их разведение как бизнес, по оценкам ведущих экспертов, сдерживает только один основной фактор, не позволяющий даже приблизиться по показателям к производству коровьего молока, – себестоимость, которая в 3—3,5 раза выше. Конечно, это компенсируется тем, что вложенные деньги окупаются в 2 раза быстрее, чем вложения в «коровий бизнес». Но простая арифметика доказывает, что выгоднее: содержать козу, которая дает от 2 до 4 килограммов молока в сутки, или корову, с которой за это же время можно надоить 10—15 килограммов.

Что касается кобыльего молока, ситуация для производителя еще сложнее. Поскольку редкий белорус привык его пить, и самая сложная задача — привить ему новую пищевую привычку.

Понятно одно: государственная поддержка для производителей нетрадиционных видов молока очень кстати.