Поставские превращения

По итогам очередного этапа независимого потребительского конкурса «Чемпион вкуса» вне конкуренции оказался Поставский молочный завод, завоевавший пять первых мест, из них два — Гран-при.

О том, как поставскому предприятию за несколько дней удалось одновременно «обаять» рядовых потребителей, профессиональных дегустаторов и экспертов, мы успели побеседовать на выставке «Белагро» с директором предприятия Валентином ПЫЛИНСКИМ. Разговор вышел за рамки одного пусть и громкого, но локального успеха. И из типового экспресс-интервью получился, как нам кажется, довольно основательный текст.

ОЦЕНИТЕ ПЯТЕРКУ

Итак. В основе всех сегодняшних и завтрашних успехов (а они непременно будут) мы видим несколько фактов.

Во-первых, в конце 2013 года в Поставах был запущен в строй новый сырный цех.

Во-вторых, удалось понятие «соблюдать и приумножать традиции качества» подать под весьма оригинальным, новым соусом.

В-третьих, реально получилось объединить весь коллектив ради достижения целей.

В-четвертых, не нужно сбрасывать со счетов фигуру молодого амбициозного директора.

Наконец, стоит намекнуть на судьбу, географию и удачу…

А теперь давайте быстро разбираться, что стоит за этими обрывочными фразами.

СЫРЦЕХ — ЛОКОМОТИВ

Полтора года назад только модернизация нового сыродельного цеха обошлась предприятию в 210 млрд рублей. (Поставские сыроделы стали пионерами в освоении оригинальной линии чешской фирмы VPS). Но игра определенно стоила «сожженных свеч». Вот несколько цифр. Новый цех позволяет варить до 20 тонн отборного сыра в сутки. Проект реализуется сегодня так, как надо. В общем, все идет по плану. Цех загружен. Реализация продукции на экспорт за четыре месяца составила 7 млн долларов, или 244 % к уровню прошлого года.

Основная работа на рынке России ведется через сеть «Магнит». Если говорить предметно, то 1100 тонн сыра за четыре месяца 2015 года было реализовано именно через нее. Вообще-то, 80 % всего поставского сыра идет на экспорт, что позволяет наполнять реальным смыслом выражение «высокая добавленная стоимость». К тому же в этом уютном городке Витебской области не забывают о так называемой диверсификации экспорта. И, несмотря на успешность работы на непростом российском рынке (особенно его «непростота» проявилась ближе к концу прошлого года, когда обвалился российский рубль, и из-за курсовой разницы завод нес убытки), предприятие ищет другие выходы за пределы Беларуси. В частности, в Казахстан «для первого знакомства» отгружены 10 тонн сыра. Да и в России ситуация сегодня стабилизировалась; работать там снова стало интересно и прибыльно.

ИСТОРИЯ С ПЕРВЫМ БЕЛОРУССКИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

Если не слишком нудно говорить о том, как исторические традиции перетекли в сегодняшний день, то непременно нужно назвать одну фамилию. Да что там, гораздо больше чем фамилию — ТЫЗЕНГАУЗ. Так называется сыр, разработанный учеными отечественного института мясо-молочной промышлености при активном участии Поставского молочного завода. А назван он в честь графа Антония Тызенгауза, проживавшего когда-то в Поставах. Примечательная во всех отношениях личность. Именно этот человек сделал сельскую до глубины души Поставщину экономически развитым промрегионом еще в XVIII веке. И был он в одном лице выдающимся предпринимателем по духу, а по статусу — казначеем Речи Посполитой, то бишь Председателем Нацбанка и министром финансов гигантской страны, выражаясь современным языком.

Так вот. Тызенгауз как-то пообещал своему другу юности, последнему польскому королю Станиславу Августу: если провести соответствующие реформы и взять денег у той же Швейцарии, то отсталый регион можно превратить в экономическое чудо мирового уровня. Король денег под очень приличные проценты взял, дал добро на реформы и уселся ждать чуда. И оно практически произошло. На Поставщине появилось 35 различных предприятий. Тогда же на территории современной Беларуси развели молочные породы знаменитых швейцарских коров. Логично, что в Поставах наладили выпуск янтарного сливочного масла, расходившегося по всей Прибалтике. Единственное, что Тызенгауз не успел сделать, так это организовать крупное производство по переработке молока. А ведь так мечтал. За него это сделали, как принято говорить в подобных случаях, благодарные потомки.

«УХ, ПОСТАВЫ ГОРОДОК»

По сути, создание нового сыродельного цеха и именной ТМ — это продолжение сегодняшней генеральной линии на производство в Поставах качественной молочной продукции, а также воплощение романтично-деловой мечты графа Тызенгауза. Архивные материалы свидетельствуют: он хотел построить передовую, европейского класса сыроварню в Поставах. И ведь получилось в итоге, пусть и не у него.

Как бы там ни было… За довольно непродолжительное время из маленького заводика районного масштаба предприятие выросло в современное акционерное общество, которое поставляет свою продукцию не только в населенные пункты Беларуси. Здесь всегда умели придумывать что-то новое и талантливое. Скажем, своя торговая марка — «Поставы городок», у поставского предприятия появилась едва ли не раньше, чем у областных белорусских молочных флагманов. А продукция, ее оригинальность, творческая свежесть, классный вкус и качество всегда говорили и говорят сами за себя.

Теперь самое время вернуться к началу нашей статьи.

WE ARE THE CHEMPIONS…

Эта «малоизвестная» английская песня подойдет, чтобы оценить участие продуктов Поставского молочного завода в конкурсе «Чемпион вкуса». По итогам дегустационного марафона, длившегося около недели, дипломы победителей и призеров получили шесть продуктов под ТМ «Поставы городок». Два из них — плавленый сыр жирностью 30 % и сыр «Белорусское золото» — удостоились первых мест и Гран-при. То есть абсолютно лучшими их одновременно признали: авторитетные эксперты, заседавшие отдельно и дававшие пропуск в финал; рядовые потребители, посещавшие международную выставку «Белагро» и оценивавшие финалистов в ходе традиционных «слепых» дегустаций.

Кроме того, дипломированными «Чемпионами вкуса» стали:

• молоко питьевое «Вкусное» пастеризованное;

• сметана, обогащенная лактулозой;

• сыр «Триумф»;

• сыр «Грюер».

На вопрос: «Как удается угодить всем — от профи до любителей», директор Поставского молочного завода говорит обычные вроде бы вещи: о работе над качеством, об успехе всего коллектива. Но это тот случай, когда простые слова стоят очень дорого. Ранее поставская цельномолочная продукция была востребована и известна далеко за пределами Беларуси. Ее всегда не хватало. Сегодня с введением нового мощного сыродельного производства, когда мощности подскочили от 1 тонны в сутки до 20 тонн, в геометрической прогрессии возросла значимость работы технологов. Руководитель предприятия с особыми чувствами отмечает Светлану Викторовну Германович и Татьяну Александровну Радзивилович.

В то же время такие победы подсвечивают один факт: все специалисты предприятия — на своих местах. Валентин Пылинский считает неправильной мысль, выраженную когда-то поэтом Твардовским: города сдают солдаты, генералы их берут. Директор Поставского молочного завода полагает, что нынешние награды — успех всего коллектива — от приемщиков молока до маркетинговых служб. Имеет право. Но о нем тоже нужно сказать несколько слов.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

В этом номере мы публикуем текст интервью с известным гомельским предпринимателем Наумом Кацем. Так вот, Наум Михайлович абсолютно уверен в одном: беды и радости белорусского предприятия любой формы собственности и масштаба зависят от компетентности руководителя. То есть умения соответствовать требованиям нашего времени.

В мире сегодня развернулась жесточайшая борьба «за рот и кошелек». И победит в ней тот, кто лучше и быстрее подготовится к экономическому противоборству. А некоторые наши управленцы, говоря военным языком, не смогут повести за собой в атаку не то что полк, а даже взвод. К тому же они бывают здорово оторваны от своих боевых подразделений. Все эти тревожные мысли не имеют никакого отношения к Валентину Пылинскому. Он живет по принципу: где родился — там и пригодился. Практически вся его жизнь и судьба связаны с Поставщиной. Здесь он долгое время трудился на руководящей должности в одном из хозяйств; и о том, как нужно достигать качества молока на начальном этапе, знает отнюдь не понаслышке. Свою трудовую карьеру начинал с должности начальника ремонтных мастерских. Окончил БГАТУ. В то же время получил прекрасную практику, находясь в должности первого заместителя председателя Витебского райисполкома. И на Поставский молочный завод пришел вроде бы со стороны, но с хорошим разно-образным опытом руководящей работы в родном регионе. На момент назначения на должность Валентина Францевича здесь, в Поставах, стоял каркас будущего сыродельного цеха; по кредитной линии было закуплено оборудование. Во что это дело в итоге вылилось, мы уже сказали не раз и не два.

ГОСПОЖА УДАЧА

Возможно, именно благодаря самой капризной женщине — удаче Поставский молочный завод чувствует себя столь уверенно. Все же это Поставщина — самый экологически чистый регион в Витебской области. А Витебщину еще со времен СССР называют белорусской Швейцарией за ее великолепные озерные края, луга и просторы. Чего ж удивляться особенному вкусу поставской «молочки»?.. Хотя бездумная эксплуатация одной природы в чистом виде без серьезных вложений ничего не даст современному производителю. Точнее, его карта будет быстро бита.

Поэтому Поставский молочный комбинат уделяет повышенное внимание качеству сырья. Опять же — не на словах. Сырьевая зона, работающая на Поставы, обеспечивается всем необходимым, на это денег не жалеют. «Свои» сельхозпроизводители в 2015 году были уже проавансированы на 95 млрд рублей. Это, по мнению все того же Пылинского, «серьезный вклад в развитие молочной отрасли и нашего района, и всей Витебщины».

ДОРОГИЕ НАШИ ДЕНЬГИ

Серьезнейшая задача, стоящая сейчас перед Поставским молочным заводом, — не упустить российский рынок. Проблемы тамошние всем известны, но не решены. На этом фоне можно еще раз отметить работу нашего производителя с крупной российской розничной сетью «Магнит». За последний год туда ушло более 2000 тонн сыра, и не было получено ни одной рек-ламации.

Любопытный факт. Сыр голландской группы из Беларуси, который сегодня лежит на полках разветвленной российской сети «Магнит», на 95 % произведен в Поставах. Извините за каламбур, но в Россию также растут объемы поставок и российского сыра. Из Постав…

Кроме того, директор этого динамично развивающегося и просто интересного завода уверен: для экономики предприятия жизненно необходимо работать напрямую с крупными российскими сетями, без посредников, без драконовских платежей за попадание на полку. При этом в Поставах понимают, что про цельномолочную продукцию забывать тоже никак нельзя. Тем более она исторически пользуется огромным спросом, в том числе за пределами Беларуси. И как забудешь, если у завода есть возможности перерабатывать 450 тонн молока в неделю! А сейчас этот показатель не превышает 250 тонн.

Заманчиво, к примеру, выглядит идея модернизировать творожное отделение. Есть планы установить там современную линию по производству такого востребованного продукта. Но все это будет возможно, если у предприятия найдутся свободные деньги. Это — честно. Банковские кредиты под 45 % — неподъемный груз для белорусского производителя. Тому же Поставскому заводу только по процентам приходится регулярно выплачивать 4,5 млрд рублей. Если решить эту проблему, все остальные окажутся несущественными. Хотя даже при наличии банковской гири на ногах Поставский молочный завод исповедует свой, достаточно позитивный закон-слоган: «От хорошего — к лучшему, от лучшего — к совершенству».

P. S. В конце материала мне особенно приятно «в тему» поздравить ОАО «Поставский молочный завод» с днем рождения: ему 1 июля исполняется 76 лет. Когда-то маленькое предприятие, в начале 90-х прошлого века доведенное до состояния пункта приема молока, сумело выбраться из ямы, обрести самостоятельность и вырваться в лидеры конкурентной белоруской молокоперерабатывающей молочной отрасли. Это — очень хороший финал, переиначивая фразу из фильма «Покровские ворота».