Вы здесь

Почти 30 % российского агроэкспорта приходится на страны бывшего СССР

10.03.2020

По итогам 2019 года Россия увеличила экспорт агропродукции в страны ближнего зарубежья на 12% до 6,9 млрд долл. В том числе продажи продовольствия в Азербайджан показали рост на 47% до 623 млн долл., Таджикистан — на 39% до 210 млн долл., Узбекистан — на 31% до 464 млн долл. За последние четыре года российский экспорт продукции АПК в другие страны бывшего СССР увеличился на 37%.

Фото: из интернета

Крупнейшим покупателем российской продукции АПК среди стран бывшего СССР, как и в 2018 году, стал Казахстан, нарастивший в прошлом году закупки на 17% до 1,8 млрд долл. На втором месте находится Белоруссия (1,4 млрд долл., +5,6%), на третьем — Украина (711 млн долл., +5,5%). В целом около 28% всего российского продовольственного экспорта приходится на постсоветское пространство.

Ближнее окружение

Согласно оценке ООН, к 2020 году население стран бывшего СССР насчитывает почти 155 млн человек без учета России. При этом если в 1991-2005 годах в силу экономических причин оно не росло, оставаясь на уровне 141-142 млн человек, то в 2006-2020 годах численность увеличилась на 9%. Основной прирост населения за последние 15 лет произошел в странах Центральной Азии — Таджикистане (+40%), Киргизии (+29%), Туркменистане (+27%) и Узбекистане (+27%).

По уровню ВВП на душу населения лидируют прибалтийские страны (Литва — 38,8 тыс. долл. по паритету покупательной способности, Эстония — 37,6 тыс. долл., Латвия — 33 тыс. долл.), за которыми следуют Россия (30,8 тыс. долл.) и Казахстан (30,2 тыс. долл.), оценивает МВФ. В среднем в ВВП стран СНГ порядка 6% приходится на сельское хозяйство, в прибалтийских государствах — не более 4%. В абсолютном выражении, по данным ФАО, в производстве продукции сельского хозяйства лидируют Россия и Украина.

В 2018 году отгрузки продукции АПК из государств бывшего СССР (не включая Россию) составили 45 млрд долл. Крупнейшими экспортерами в регионе после России являются Украина (19 млрд долл.), Литва (5,8 млрд долл.) и Белоруссия (5,2 млрд долл.). Однако, несмотря на развитие агросектора в последние годы, регион остается зависим от импорта многих продуктов питания. Ввоз продукции АПК в постсоветские страны (без России) в 2018 году оценивался в 31 млрд долл., крупнейшими импортерами в регионе также являлись Украина, Литва и Белоруссия.

ЕАЭС

Более половины российского агроэкспорта в страны ближнего зарубежья в 2019 году приходилось на четыре страны, вместе с Россией входящие в Евразийский экономический союз. По итогам прошлого года этот объем увеличился на 12% до 3,7 млрд долл., а по сравнению с 2015 годом отгрузки в Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию выросли на 51%.

Структура российского экспорта продукции АПК в страны ЕАЭС разнообразна. Наибольшая доля в торговле продовольствием приходится на кондитерские изделия, которых Россия в 2019 году отправила в другие государства союза 317 тыс. тонн на сумму 622 млн долл. По сравнению с 2018 годом их поставки увеличились на 8,3%. В частности, эта продукция лидирует в российском продовольственном экспорте в Белоруссию, Казахстан и Киргизию, а в отгрузках в Армению находится на втором месте после пшеницы.

Вторую строчку в российском экспорте продовольствия в страны ЕАЭС занимает табачная продукция, вывоз которой за 2019 год вырос на 17% до 240 млн долл. Основной объем шел в Казахстан — 17 тыс. тонн на 174 млн долл. Россия входит в топ-10 крупнейших мировых импортеров табачного сырья, при этом экспортирует переработанную табачную продукцию. На российском внутреннем рынке работают предприятия — мировые лидеры рынка, на долю четырех крупнейших переработчиков (Japan Tobacco International, Philip Morris, British American Tobacco и Imperial Tobacco) приходится более 90% продукции. Наряду с мясом, молоком, овощами и фруктами табак включен в перечень чувствительных сельхозтоваров, в отношении которых государства ЕАЭС обмениваются планами развития производства.

На третьем месте в структуре российских отгрузок продовольствия в страны ЕАЭС — подсолнечное масло (201 млн долл., +3,7% к 2018 году). Три четверти этого объема приходится на две страны — Казахстан (86 млн долл.) и Белоруссию (66 млн долл.). По данным Евразийской экономической комиссии, в Казахстане уровень самообеспеченности растительными маслами составляет 85%, Белоруссии — 74%, в то время как Киргизии и Армении — 17% и 4% соответственно. Импортный спрос этих стран обеспечивается, в основном, за счет поставок из России.

В договоре о создании ЕАЭС закреплено положение о проведении согласованной агропромышленной политики, включающей координацию действий по развитию аграрного рынка и формирование общесоюзных среднесрочных прогнозов. В соответствии с ними производство продукции сельского хозяйства ЕАЭС в 2018–2020 годах должно увеличиться на 3,7%, а взаимная торговля государств-членов — на 24% до 10 млрд долл.

Остальные постсоветские страны

Российский экспорт продукции АПК в другие страны ближнего зарубежья, не входящие в ЕАЭС, в 2019 году увеличился на 12% до 3,2 млрд долл. За последние четыре года показатель продемонстрировал рост на 24%. Крупнейшими покупателями российского продовольствия среди этих стран являлись Украина, а также Азербайджан и Узбекистан.

В структуре российских поставок в данные государства лидирует пшеница, экспорт которой в 2019 году увеличился на 9,6% до 492 млн долл. Российская злаковая культура отправляется в Азербайджан (258 млн долл.), Латвию (109 млн долл.), Грузию (87 млн долл.). Также в первую тройку отгружаемых продуктов входят кондитерские изделия (327 млн долл., +22%) и подсолнечное масло (289 млн долл., +15%). Кондитерские изделия вывозятся в Азербайджан, Узбекистан, Украину, подсолнечное масло — в Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан.

Российские перспективы

Преимуществом российских экспортеров на постсоветском пространстве являются логистическая близость, исторически сложившиеся цепочки поставок, а также высокая узнаваемость продукции и брендов, сформировавшаяся еще в СССР.

Ближнее зарубежье — ключевое экспортное направление для колбасной продукции «Черкизово». В страны ЕАЭС компания экспортирует также мясо курицы и индейки, свинину. «Общее историческое прошлое и традиции являются определяющим фактором для интереса потребителей этих стран к нашей продукции. Представители старшего поколения знакомы с брендом "Черкизово" еще с советских времен. Именно тогда формировались их потребительские предпочтения, которые и сегодня не претерпели значительных изменений», — пояснил «Агроэкспорту» руководитель управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин. Еще один фактор — логистическое удобство. «Близость рынков и отсутствие таможенных барьеров в рамках ЕАЭС упрощает и ускоряет поставки», — отметил Терехин.

Все эти факторы приводят к тому, что на рынках стран ЕАЭС существует достаточно жесткая конкуренция как с местными производителями, так и с российскими. «В ЕАЭС присутствует практически вся линейка колбас, которая есть в России: некоторые основные российские производители уже вошли, некоторые только входят или, как минимум, интересуются рынками ЕАЭС», — добавил Терехин.

По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», наибольшим потенциалом роста поставок из России в страны ЕАЭС обладают подсолнечный, соевый шрот и жмых, мороженая рыба, детское питание, шоколадные и мучные кондитерские изделия, сигареты, пшеница, мясо птицы и пиво.

В том числе потенциал увеличения отечественного агроэкспорта в Казахстан оценивается в 210 млн долл. Основные позиции, по которым Казахстан может увеличить закупки у России, — шоколадные изделия, детское питание, тушки кур, водка, соевый жмых. В Белоруссию Россия может нарастить продажи охлажденной и замороженной рыбы, которые в настоящее время ведутся в незначительных объемах, а также шрота и пшеницы. Кроме того, экспортные перспективы в Белоруссии имеют производимые в России рыбное филе, этиловый спирт и спиртные напитки, вина. В Армении из уже экспортируемых Россией видов продовольствия наиболее приоритетными продуктами для наращивания поставок являются мясо птицы, сахар, кондитерские изделия, колбаса. Кроме того, учитывая рост импорта Арменией отдельных видов сельскохозяйственной продукции, определенный потенциал представляют пшеница, свинина, молочные продукты.

Что касается государств вне ЕАЭС, то более чем на 300 млн долл. Россия может нарастить продажи агропродукции в Азербайджан. Основные позиции, по которым может произойти рост, — табачная продукция, пшеница, безалкогольные напитки. Потенциал увеличения российских агропоставок в Грузию оценивается около 200 млн долл. США (наибольшим потенциалом обладают мясо птицы, шоколад, мороженая рыба, мучные кондитерские изделия), в Туркменистан — более 100 млн долл. (сахар, картофель, пшеница, мясо птицы). Пшеница, сахар, мясо птицы, кондитерские изделия являются перспективными продуктами и для экспорта в Таджикистан.

Источник: «Агроэкспорт»

Новости по теме:
В денежном выражении импорт соков снизился на 29% до 4,205 миллиона долларов. Об этом свидетельствует белорусская...
После открытия Россельхознадзором ряда предприятий Молдовы для поставок в Россию подкарантинной продукции отмечается...
Беларусь почти в 2 раза увеличила поставки основных сортов сыра на российский рынок. Об этом в интервью РБК...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.