Пиво «Крыницы» не дороже и не хуже по качеству, но нам не хватает в определенной степени силы бренда.

ОАО «Крыница», имея самые большие мощности — 24 миллиона дал, реально выпускает порядка 17 миллионов при точке безубыточности — не менее 22 миллионов дал.

В интервью « Белорусской ниве» председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло рассказал о ситуации на пивном рынке страны.

Мировой рынок пива оценивается где-то в 2 миллиарда декалитров в год и разделен между 10 крупнейшими игроками. Это 5 европейских компаний, китайские, японские, мексиканские и американские. Самый крупный производитель и потребитель пива в мире — из 2 миллиардов декалитров порядка 600 миллионов — это Китай. Второй по величине рынок потребления — американский, третий — Бразилия и четвертый — Россия, которая, кстати, сегодня потребляет пива в 20 раз больше, чем Беларусь.

У нас структура потребления алкогольной продукции, скажем так, не очень здоровая. Потребление пива достаточно низкое: если в Западной Европе оно составляет почти 68 литров в год, в Восточной — 59,4, то в Беларуси чуть больше 51 литра на душу населения. Например, в Чехии — 150 литров, Австрии — 108, Германии — 102.

Надо сказать, с точки зрения рентабельности продаж «Крыница» работает рентабельно. За прошлый год она получила порядка 30 миллиардов рублей прибыли от реализации. Но ситуация усугубляется тем, что у предприятия очень большой кредитный портфель. С учетом долговых обязательств она ежегодно платит порядка 56 миллиардов рублей по обслуживанию кредита. Так в итоге и получается чистый убыток. Между тем это одно их самых современных пивоваренных производств, выпускающих качественный продукт. Разные сорта пива «Крыницы» неоднократно завоевывали медали на самых престижных международных выставках. Поэтому сегодня существует одна проблема — финансовая. Заметьте, мировые брендовые компании, которые у нас работают, используют материнский капитал своих головных предприятий. Они более свободны в маркетинговом бюджете. Пиво «Крыницы» не дороже и не хуже по качеству, но нам не хватает в определенной степени силы бренда. У нас есть бизнес-план — в течение трех лет выйти на рентабельную работу. Предусматривается два варианта. Первый — собственными силами. Он сейчас согласовывается со всеми заинтересованными сторонами. Например, с банками по поводу удешевления кредитных ресурсов. Второй вариант — привлечение стратегического инвестора, нормального, прозрачного, который бы вложил деньги в экономику предприятия, не увеличивал бы импорт, как это нередко мы наблюдаем, а, наоборот, сокращал его.