Петербуржцы смогут самостоятельно выявлять «фальшивое» молоко в магазинах

Петербургская группа компаний «Галактика» («Свежее завтра», «Большая кружка» и др. бренды) присоединилась к федеральному эксперименту маркировки молочной продукции, который направлен на борьбу с контрафактным и контрабандным товаром. В числе других участников проекта — такие известные бренды, как «Карат» и Danone. Эксперты отрасли скептически относятся к проекту — по их словам, контрафакт и фальсификат — отнюдь не главные проблемы молочного рынка. Однако аналитики признают важность того, что сами участники рынка инициируют участие в подобных проектах, сообщает rbc.ru.

Молоко через блокчейн

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор национальной системы маркировки «Честный знак», принадлежит структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого) в пилотном режиме запустил программу маркировки молочной продукции, произведенной в России. К эксперименту присоединились петербургская ГК «Галактика», московский завод плавленых сыров «Карат» и Danone.

Производители, давшие согласие на участие в проекте, будут обязаны наносить на все упаковки молочной продукции цифровые коды Data Matrix. Эти коды позволят надзорным органам и потребителям контролировать передвижение товара от производителя до потребителя. Считывать код можно будет с помощью мобильного приложения «Честный знак». Такая система контроля, по словам ее создателей, исключает возможность подделки или потери товара.

Система будет заниматься маркировкой готовой упакованной молочной продукции. При этом она будет сопряжена с системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». «Меркурий» будет прослеживать молоко от коровы до завода, а ЦРПТ — от завода, когда молоко окажется в упаковке, до покупателя», — сообщают разработчики системы.

Петербургская «Галактика» уже заключила соглашение о сотрудничестве с ЦРПТ. «Сегодня решаются технические проблемы. В ноябре появятся упаковки Tetra Pak с уникальным кодом», — рассказал РБК Петербург председатель правления ГК «Галактика» Игорь Дю. По его словам, цифровые коды в рамках эксперимента будут печататься вместе с собственной маркировкой «Галактики», которая называется «Современная пищевая безопасность». Эта программа позволит сравнивать объемы закупленного производителем молока и выпущенной молочной продукции. В случае, если молочная продукция будет частью какой-то благотворительной акции, потребитель, который примет участие в этой акции, сможет воспользоваться функцией отслеживания освоения денежных средств, полученных с каждой продажи. Партнером «Галактики» в этом проекте станет благотворительный фонд «Место под солнцем».

Вопрос доверия

Опрошенные РБК Петербург эксперты сомневаются в том, что инициатива решит проблему качества молочной продукции, потому что производители будут самостоятельно вносить информацию о товарах. Это значит, например, что потребителю не будут доступны данные об антибиотиках, которые могли применяться при производстве.

По мнению председателя Санкт-Петербургского общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Всеволода Вишневецкого, маркировки являются исключительно пиар-ходом производителей и не будут востребованы 90% покупателей, потому что не у всех потребителей есть смартфоны, время и желание разбираться со сканерами и приложениями: «Невозможно прозрачно контролировать качество молочной продукции. Попадая на завод из различных хозяйств, она сливается в общую цистерну, поэтому она и была исключена из системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий».

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков признает, что инициатива является в первую очередь маркетинговым ходом, потому что дополнительные маркировки повышают доверие потребителей. При этом он считает, что маркировка Data Matrix и OR-кодов позволит добросовестным производителям отстраниться от «серых» и «черных» производителей: «Особенно примечательно, что сами участники рынка инициируют участие в таких проектах. Стоит поприветствовать идею еще и потому, что она вовлекает потребителя в знание о продукте. Все большему количеству населения становится важным располагать информацией о продукте, потому что они придерживаются здорового образа жизни. Кроме того, уровень проникновения смартфонов в России сопоставим с японским. Это значит, что функция отслеживания истории продукта может оказаться востребованной. Если производитель будет вводить неправдоподобную информацию, то система отзывов позволит изобличить обманщика».

«Просто не читает»

Тезис о том, что потребитель молочно-растительной продукции — это введенный в заблуждение покупатель, не соответствует действительности, говорил ранее директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Например, одна из самых актуальных проблем молочной продукции — замещение молочного жира растительным. Но такое замещение не является фальсификацией, если производитель честно указал это на упаковке. «Фальсификат — это когда производитель заведомо ложно написал на этикетке состав продукта и ввел покупателя в заблуждение. Существует огромное количество добросовестных производителей, которые все четко отразили на этикетке. Но покупатель ее просто не читает», — добавляет исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова.

Напомним, что в начале этого года правительство РФ инициировало масштабную проверку молочного рынка, чтобы «раз и навсегда» поставить точку в вопросе, есть ли в молочной продукции фальсификат. Проверку проводили совместно Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роскачество, они исследовали три наиболее популярные у потребителей категории продуктов: молоко, сливочное масло и творог. Масштабная фальсификация молочных продуктов в России по итогам проверки не подтвердилась. Согласно результатам исследования, растительные жиры чаще всего используются при производстве масла, доля фальсифицированной продукции в этой категории — почти 14% в натуральном выражении. Для молока этот показатель не превышает 12%, для творога — 2%.

Справка

По оценке The Boston Consulting Group и собственным расчетам Центра, стоимость товаров при переходе к единой системе электронной маркировки «при самом консервативном сценарии снизится на 10%». ЦРПТ уже реализует подобные проекты в табачной и обувной отраслях, а также участвует в маркировке лекарств, взаимодействует с молочным рынком, производителями пива и минеральной воды, парфюмерии и шин. На настоящий момент маркировкой отдельных товарных групп занимаются разные ведомства: шуб — Федеральная налоговая служба, лекарств — Росздравнадзор, табачной продукции в рамках эксперимента — сам ЦРПТ. Обязательная маркировка обуви, духов, шин и фотоаппаратов была утверждена правительством в мае 2018 года. Она начнет действовать с 2019 года.