Вы здесь

Петербургские депутаты и представители ритейла решали, как бороться с монополизмом крупных сетевых магазинов

В Мариинском дворце депутат, член комиссии по промышленности, экономике и собственности, курирующая вопросы малого и среднего предпринимательства Ирина Иванова собрала производителей, продавцов и других участников ритейла, чтобы обсудить набившую оскомину тему: как избавиться от доминирующего положения крупных монстров-сетевиков.

Какие изменения необходимо и можно ли вообще внести в действующий закон «О торговле», который многие профессионалы откровенно называют никаким? Реально ли расширить полномочия Федеральной антимонопольной службы и как все-таки добиться того, чтобы условия диктовали не сетевики, а производители, поставщики и покупатели?

«Наш закон "О торговле" стал как Административный кодекс: изменения туда пытаются внести чуть ли не каждую неделю. Причем каждое изменение кардинально отличается от других. В таких условиях закон "О торговле" не работает и работать не сможет», – призвала к дискуссии участников рабочей группы Ирина Иванова. Обсудить проблему собравшиеся были готовы. У каждого наболело так, что слова «сети» и «сетки» воспринимались почти как ругательства.

«Петербург стал столицей ритейла. В свое время (видимо, имеются в виду годы правления Валентины Матвиенко – ред.) было снесено 40 тысяч объектов мелкой розницы. Сейчас, по моим данным, 85% розничного оборота занимают сети. Правда, в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка уверяют, что не 85%, а "всего" 60%», – продолжила Ирина Иванова.

«Действительно, 80-85% – это официальные данные Петростата», – уточнил начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли Санкт-Петербургского УФАС России Александр Добкин.

«А нельзя ли ограничить доминирование сетей? Хотя бы до тех же 60%?» – спросила законодатель. Собравшиеся переглянулись. Похоже, что именно этот, вроде бы простой вопрос, стал для петербургской торговли аналогом всех вечных вопросов мировой классики. Как «Быть или не быть?», «Кто виноват?» и что, собственно, делать. Для начала решили вдоволь выговориться.

«Санкт-Петербургским УФАС России в прошлом году проведен анализ рынка реализации продовольственных товаров через сетевые компании. Выяснилось, что X5 Retail Group (включающая «Пятерочку», «Карусель» и «Перекресток»), «Лента» и несколько других крупных сетей в совокупности занимают более 60% рынка. Такое доминирование дает возможность существенно влиять на рынок», – уточнил представитель УФАС.

«В Петербурге ничего, кроме федеральных сетей, уже не остается. Мы видим слияние интересов крупных зарубежных производителей и крупных федеральных сетей. Каждый год закрываются несколько локальных сетей: «Диета-18», «Мираторг», «Морковка», «Репка». Сеть «Пятачок», 40 магазинов «XL», «Сетка-сотка» находятся в стадии закрытия, – сообщил генеральный директор группы компаний «Реал» Александр Мышинский. – Однако при этом открываются много магазинов вокруг сетей, которые, чтобы выжить, торгуют откровенным контрафактом. Например, даже нам предлагают купить водку всего по 35 рублей. Но при этом мы не можем нигде официально купить клубнику! Уже неделю наши сотрудники рыскают в поисках "честной" клубники, но нам предлагают клубнику только наши южные друзья за чистый кэш».

Воодушевленные эмоциональной речью коллеги, представители других сетей и производители наперебой начали жаловаться. Предлагали ограничить распространение определенных брендов, но тут же сами себе возражали, что это не очень, мягко говоря, законно. Кроме того, даже если это удастся сделать, то будут появляться клоны. «Но если ничего не делать, то в Петербурге останутся только "Дикси" и "Магнит"», – призывала Ирина Иванова.

«Сетям позволили себя так вести. Руководители "Дикси", например, не скрывают, что у них обороты такие, что они могут год вообще не торговать. Маленькие магазины закрываются, а на их месте тут же появляется "Дикси". Необходимо создать условия сетям, чтобы они не видели выгоду в открытии новых точек. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность», – считает председатель Ассоциации торговых предприятий «Союз» Ярослав Шклярский.

Собравшиеся напомнили, что с 2016 года все предприятия малого бизнеса должны быть оснащены кассовыми аппаратами. После подсчетов получилось, что одно кассовое место обойдется примерно в 200 тысяч рублей. Все пришли к выводу, что небольшие магазины этого просто не выдержат. Следовательно, перспективы у малого бизнеса еще более печальны.

«Рынок настолько болен, что не продавец бьется за поставщика, а поставщик – за рынок сбыта. И это самая большая проблема», – отметили бизнесмены. Жаловались они и на навязывание невыгодных договоров по маркетингу и несправедливые цены поставки. При этом, как сказала депутат Иванова и подтвердил представитель ФАС, ни один предприниматель официально не «сдал» ни одну сеть.

«Мы открыли ящик Пандоры и теперь не знаем, как все вернуть на место. Как разрушить эту монополизацию сетей?» – раздумывали бизнесмены и представители ФАС. В качестве выхода из ситуации было предложено создание стандартных типовых договоров между поставщиками и сетями, в которые уже не могут быть внесены невыгодные условия; усиление полномочий ФАС в контроле над доминирующими сетями; ограничение (только непонятно, какими способами) активного «размножения» одних и тех же сетей. Как наказание для зарвавшихся монополистов было предложено приостанавливать их деятельность до 90 дней. Все согласились, что копеечные штрафы для магазинов, имеющих миллионные прибыли, неэффективны. При этом сами же присутствующие отметили, что они, таким образом, «шалят, создавая сетям невыгодные условия».

«Процесс закручивания гаек не поможет. Надо усиливать полномочия ФАС, иначе можно даже законы никакие не принимать. Потерпевшей стороной выступят граждане», – отметила юрист ООО «Орими Трэйд» Мария Туктарова.

Точку поставили на том, чтобы задекларировать свое отношение к ситуации, надо принять волюнтаристским методом изменения в закон (эти изменения еще будут уточняться) и добиться максимального расширения полномочий ФАС. Еще, видимо, уже от отчаяния, прозвучало предложение вообще запретить россиянам ходить в крупные магазины. «Мы отмечаем, что для многих наших граждан поход в магазин превращается в удовольствие. Люди ходят не столько за продуктами и товарами, сколько воспринимают это как приятное времяпрепровождение, шопинг – это удовольствие. Нужно запретить ходить в магазины», – решили обиженные предприниматели.

Источник: ok-inform.ru

Новости по теме:
Те, кто вспоминают об СССР с ностальгией, постоянно твердят, что товары продовольственной группы в те времена, если...
Покупая те или иные продукты питания, мы даже не задумываемся, что в некоторых странах они находятся под запретом. В...
Что оставило в душах и памяти люди приятный след из СССР? Речь идет о любимых продуктах и блюдах того времени, которые...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.