Перспективы создания в Беларуси депозитно-залоговой системы потребительской упаковки

С каждым годом объемы образования отходов увеличиваются по всему миру. Вредность их воздействия на окружающую среду не вызывает сомнений. Чтобы решить возникающие проблемы, во многих странах созданы и успешно функционируют депозитно-залоговые системы обращения потребительской упаковки. Они основаны на экономическом стимулировании покупателя: приобретая товар в потребительской упаковке, он уплачивает за нее сумму депозита (залога), а при возврате пустой тары получает эти деньги обратно. В США, Канаде, Финляндии, Германии, Швеции, Эстонии, Литве и других странах системы эффективно работают. Многие государства обсуждают возможность внедрения такого механизма, некоторыми уже приняты решения на уровне законодательства и установлены сроки для подготовки к началу работы.

В Беларуси еще в 2015 году по заказу Минжилкомхоза была разработана концепция и логистика депозитно-залоговой системы, подготовлен проект указа. Предполагается, что внедрение такой системы позволит увеличить в 2,1-2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь пластиковых бутылок (в 3-3,3 раза), снизить объем захоронения коммунальных отходов на 10%, дополнительно собрать и переработать не менее 85 тыс. т отходов стекла, 23 тыс. т пластиковых отходов и 360 т отходов алюминия. Но не все так просто: требуется время на создание инфраструктуры циркулярной экономики, закупку технологий, техники, разработку (доработку) программного обеспечения, на смену привычек потребителей.

Перспективы создания в Беларуси современной депозитно-залоговой системы потребительской упаковки стали темой круглого стола в пресс-центре БЕЛТА. Своим взглядом на нововведение и опытом других стран поделились эксперты.


Корр. БЕЛТА: Расскажите о реализации в Беларуси единой государственной политики в области обращения с отходами, о разработке и выполнении планов и мероприятий в данной сфере.

Ольга Сазонова:

— Минприроды при реализации единой государственной политики в области обращения с отходами проводит работу по совершенствованию законодательства с учетом передового опыта различных стран, в том числе Европейского союза. Цель государственной политики в данной сфере — уменьшение объемов образования отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, а также максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Основополагающим документом в области обращения с отходами, который регламентирует порядок, устанавливает принципы и приоритеты, является закон «Об обращении с отходами». Минприроды жестко регулирует порядок обращения с отходами производства посредством ряда административных процедур, в числе которых выдача разрешений на захоронение отходов, согласование инструкции по обращению с ними. Кроме того, министерство для информирования субъектов хозяйствования ведет реестры, позволяющие обеспечить доступ субъектов хозяйствования к информации касательно наличия в республике предприятий, осуществляющих использование, обезвреживание и захоронение различных видов отходов.

Вопросы обращения с отходами в зависимости от их вида затрагивают компетенцию ряда органов госуправления. Например, Министерство жилищно-коммунального хозяйства регулирует и формирует политику в сфере обращения с коммунальными отходами, в том числе вторичными материальными ресурсами. Обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов — это прерогатива Министерства промышленности.

В поле особого внимания Минприроды находятся вопросы обращения с опасными отходами. Так, по государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» реализуется ряд мероприятий, направленных на защиту здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических отходов, являющихся опасными химическими веществами.

Также Минприроды координирует работу по реализации Национального плана действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь до 2020 года, в который включены отдельные мероприятия, направленные на стимулирование использования отходов, предотвращения их образования. Это введение экологической маркировки, организация государственных зеленых закупок, проведение экологического аудита и т. д.

Корр. БЕЛТА: Что предполагает концепция внедрения депозитной (залоговой) системы обращения потребительской упаковки в Беларуси?

Иван Михальчук:

— Мы разработали эту концепцию по заказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Такие инновации действительно нужны государству и обществу. Сейчас у всех на устах система раздельного сбора мусора. Но когда начинаешь изучать международный опыт и разбираться в результатах, оказывается, что не все так просто. В странах Европы ушли десятилетия на то, чтобы организовать систему раздельного сбора и получать более-менее чистое вторичное сырье. Но при этом не были достигнуты те показатели, которые может предложить депозитно-залоговая система (ДЗС).

При этой системе мы на стадии сбора получаем чистое вторичное сырье. Как показывает анализ международного опыта, эффективность ДЗС в три раза выше, чем системы раздельного сбора, потому что привычки, поведение людей в быту не могут поменяться за короткий промежуток времени. Это требует работы с населением, технической оснащенности, инфраструктуры. Не говорю, что от раздельного сбора надо отказываться, но депозитно-залоговая система более эффективна, так как построена на мотивации людей. В целом это не новинка для нас. Мы хорошо помним советскую систему для многоразовой стеклянной тары. К счастью, тогда еще не было такого количества полимерной упаковки. Советская система была не идеальной, но в целом мотивировала население собирать тару, по многим показателям доходило до 90% возврата.

Депозитно-залоговая система позволит консолидировать усилия промышленности, предприятий сферы услуг, торговли и населения в части предотвращения образования отходов. Это экологическая составляющая. Но ДЗС необходима и по экономическим причинам. У нас введены высокие компенсационные выплаты за сбор отходов, и практически все вторсырье мы собираем через систему сбора, через заготовительные пункты, то есть в контейнерах для раздельного сбора его оказывается очень мало. И это сегодня влияет на экономику коммунальных предприятий. Внедрение депозитной системы позволит снизить издержки при сортировке не менее чем на 30%, что в принципе может потом повлечь и уменьшение тарифов для населения по платежам за отходы.

Залоговую стоимость мы по проекту оценили где-то в 20 копеек. Как правило, во всех странах, где реализованы такие системы, она составляет 10 центов, за исключением Германии (там 25 центов). Возврат при такой залоговой стоимости составляет не менее 90%. Благодаря депозитно-залоговой системе у нас будет ясная картина, сколько мы каждый день получаем вторсырья.

Наш анализ показал, что эта система будет адекватно воспринята населением. Первые импровизированные опросы через интернет выявили, что не менее 75% людей поддержит ее введение. Нужны только четкие правила игры, хорошая информированность населения. Мы уверены, что достигнем тех же показателей, что и Литва. Спустя два года после внедрения ДЗС у литовцев 92% тары возвращается обратно.

Ольга Сазонова:

— Депозитно-залоговая система — это действительно важно, нужно, эффективно, но я не совсем согласна с тем, что она позволяет предотвратить образование отходов. Она позволяет организовать их сбор. Предотвращению образования отходов ДЗС способствует только в отношении многооборотной стеклянной тары.

Иван Михальчук:

— Что касается многооборотной тары, то у нас ее осталось всего 5-6%. Когда Германия вводила депозитно-залоговую систему, одним из показателей был уровень использования такой тары. Это вопрос разработки законодательных норм и мер, которые в процессе реализации ДЗС мотивировали бы производителей использовать многооборотную тару. Хотелось бы, чтобы Минприроды приступило к разработке программы предотвращения образования отходов. Нужно систематизировать эту работу, начиная от производителя и заканчивая государственными стандартами.

Ольга Сазонова:

— Предотвращение образования отходов действительно в первую очередь связано с установлением стандартов, то есть требований технических нормативно-правовых актов (ГОСТов, техрегламентов ЕАЭС) к производству товаров и технологиям. Это прерогатива Госстандарта. Отдельные предложения Минприроды уже включены в план мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» касательно разработки (корректировки) технических нормативных правовых актов, предусматривающих ограничение использования упаковки и товаров в упаковке из неперерабатываемых материалов.

Предотвращение образования отходов также связано с внедрением энергоэффективных, малоотходных и безотходных технологий и требует значительных финансовых ресурсов, в связи с чем затрагивает компетенцию многих органов государственного управления и соответственно должно реализовываться в рамках отраслевых программ, региональных планов развития.

Кроме того, отдельные меры и механизмы реализации подходов по внедрению элементов экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) будут учтены Минприроды при формировании Национального плана действий по развитию зеленой экономики до 2025 года.

Корр. БЕЛТА: На какие типы потребительской упаковки будет распространяться депозитно-залоговая система?

Иван Михальчук:

— Всего в Беларуси образуется в год более 5,5 млрд единиц различной одноразовой упаковки. По нашему проекту ДЗС будет распространяться на стеклянную тару, ПЭТ-бутылки, алюминиевую упаковку, что даст возврат, по нашим оценкам, около 1,8 млрд единиц в год. Проблемы еще остаются, их нельзя решить сразу. Но даже если мы только этот сегмент возьмем для начала, это уже реальный шаг вперед. У нас есть еще резервы в тетрапаке: такой упаковки порядка 600 млн единиц в год выбрасывается на свалки. Сегодня технические средства уже позволяют включить тетрапак в депозитно-залоговую систему. Там есть вопросы по санитарным нормам, но это можно решить со временем.

ДЗС — это проект, при котором дополнительные инвестиции из бюджета не нужны. Это самофинансируемая система. Кроме того, она обеспечит расширенную ответственность, когда за тару будет отвечать и бизнес, и население. Сейчас бизнес высказывается негативно об этой системе, не хочет в ней участвовать. И так во всем мире. Нужно повышать уровень экологического сознания, ответственность бизнеса. Производители увеличивают номенклатуру, продают бутылки разной формы, чтобы привлечь потребителя, но тогда они же и должны отвечать за то, чтобы эту продукцию можно было переработать.

Депозитно-залоговую систему нельзя реализовать в каком-то отдельном городе или поселке. Это проект национального масштаба. Освободив тару, гражданин может ее накапливать, может сдать в любом городе, где ему удобно. В этом основной принцип.

Анатолий Шагун:

— ДЗС — самая эффективная система сбора упаковки. Большую эффективность никто не показал. Приведу данные за прошлый год по сбору упаковки в Беларуси. Порядка 55-60% стеклянных бутылок собрали через систему раздельного сбора, через приемные пункты. Это неплохой показатель. А по ПЭТ-бутылке ситуация, конечно, намного хуже: там только около 25-30% выпущенной на рынок упаковки вернулось в переработку и было направлено на повторное использование в качестве вторичного сырья. В пересчете на общее количество упаковок возврат составил примерно 38% (в единицах, а не в тоннаже). Мы рассчитываем, что депозитная система должна дать Беларуси не менее 80% сбора упаковки, то есть фактически в 2-2,5 раза повысить нынешнюю эффективность. И это реальные цифры.

В нашей стране действительно есть проблемы со сбором многооборотной стеклянной тары. Во-первых, в наличии огромное количество разновидностей бутылок. Каждый производитель старается привлечь потребителя. Вторая причина связана с первой: чем больше номенклатура бутылок, тем сложнее организовать их повторное использование, потому что их надо собирать по всей стране. Из-за сложной системы сбора теряется выгода от использования многооборотной тары. Депозитно-залоговая система хороша тем, что стеклянная тара возвращается в места продажи. Ее могут сортировать как прямо там, так и в специально создаваемых пересчетных центрах. Потом производитель может свою бутылку купить у депозитной системы в качестве готового изделия. И здесь нет никаких проблем ни в логистике, ни в учете, ни в формировании заказа — сколько надо, столько соберем. Поэтому в этой части ДЗС будет реально способствовать предотвращению образования отходов, особенно с учетом того, что в Беларуси есть тенденция увеличивать производство напитков в стеклянной таре и сокращать использование полиэтиленовой упаковки.

Корр. БЕЛТА: В Литве успешно внедрена и эффективно функционирует депозитно-залоговая система. Господин Галадаускас, поделитесь своим опытом.

Саулюс Галадаускас:

— В Литве ДЗС на многоразовую (оборотную) тару утверждена законом и существует уже с 2006 года. У нас 80% стеклянных пивных бутылок многоразового использования. Но, к сожалению, продажи пива в этой упаковке за последние 10 лет постоянно падали. И начали увеличиваться только после введения ДЗС на всю упаковку от напитков. Был нивелирован фактор неудобства: раньше надо было сохранять и сдавать только стеклянные бутылки от пива, и потребители считали это неудобством. Теперь, когда надо сохранять и сдавать и ПЭТ, и алюминиевые банки, продажи в многоразовом стекле стабилизировались и даже возрастают.

Формально у нас две ДЗС — на многоразовую и одноразовую тару. Но для потребителей система одна: они всю тару сдают в тот же таромат или продавцу (если сборка ручная). И депозитная стоимость на все виды упаковки одинаковая — 10 евроцентов. После таромата идет сортировка — одноразовая упаковка в аппарате спрессовывается и поступает в вычислительный центр на подготовку к переработке. А собранная вручную одноразовая тара идет в вычислительный центр на пересчет. Многоразовая бутылка возвращается из магазина напрямую к производителю.

Я недавно встречался с руководителем Администратора депозитной системы штата Орегон (США). Они собирают многоразовую упаковку централизованно, сортируют ее, моют и сдают производителю. Последнему же не надо собирать свои бутылки по всей стране и инвестировать в мойку. Этому опыту, я думаю, можно поучиться, если белорусы ставят задачу возродить употребление многоразовых стеклянных бутылок для пива.

В саму систему государство в Литве совсем не вкладывало деньги. Я уверен, что и в Беларуси государству это ничего не будет стоить. Все же система сама себя не покрывает. Она, по принципу расширенной ответственности, должна субсидироваться производителем.

Корр. БЕЛТА: Что нужно для введения депозитно-залоговой системы и ее дальнейшего успешного функционирования?

Саулюс Галадаускас:

— Главное — это политическая воля. Никто не может опровергнуть эффективность ДЗС. Но как только начинается процесс согласования с заинтересованными группами, все приводят свои аргументы против. Для одних это якобы дорого, другие не хотят выделять место для сбора тары в магазинах, третьи считают систему неудобной для потребителя и так далее. Но когда это уже сделано, все видят, что систему очень любят потребители, a если учитывать ее эффективность (собирается 92% всей выпущенной на рынок упаковки), так она оказывается совсем недорогой, скорее наоборот.

Сперва был принят закон, по которому производители должны брать за каждую выпущенную на рынок упаковку залог от продавца, реализующего ее потребителю, а продавцы должны брать залог, продавая ее потребителю. Когда покупатель приносит ее обратно, продавец должен забрать бутылку и отдать точно такой же залог, какой и взял. Закон также определяет, какая упаковка и какие продукты в этой упаковке идут на депозит.

Сразу после принятия закона в июне 2014 года Ассоциация пивоваров, Ассоциация производителей минеральной воды и Ассоциация розничной торговли создали общественное бесприбыльное бизнес-предприятие — Администратор депозитной системы. Вся прибыль должна идти на уменьшение затрат, чтобы система не была дорогой для потребителя, который в конечном итоге за все платит.

Перед вводом ДЗС Министерство охраны окружающей среды Литвы провело социологический опрос среди населения. 70% высказались за необходимость введения системы. После первого года работы ДЗС мы заказали профессиональный опрос населения. Выяснилось, что 90% опрошенных считают систему «хорошей» или «очень хорошей». А по итогам 2018 года 97% населения согласились, что эта система необходима и что «они довольны» или «очень довольны» ею. 93% сказали, что система поменяла их отношение к сортировке и других отходов.

Также данные опроса показали, что 64% населения цену системы, включая некоторое подорожание напитков, считают оптимальной, приемлемой. 14% сверх этого сказали, что они согласны платить и больше, лишь бы не загрязнять природу. И только оставшиеся 20% считают, что система могла быть и дешевле.

За два с половиной года мы собрали два миллиарда единиц упаковки. И здесь важна не столько абсолютная цифра, сколько процент возврата — собирается 92%. И 100% из этого перерабатывается. Это самоутверждающий факт проявления циркулярной экономики.

Еще одно преимущество ДЗС — прозрачность. Это очень сильный инструмент как для самого бизнеса, так и для властей. Потому что по штрих-коду все учитывается вплоть до единицы — по каждому виду упаковки и по каждому производителю. На нашем сайте работает онлайн-счетчик.

Депозитная система — самая эффективная. Я уверен, что это будущее в обращении с упаковкой. Почти каждую неделю в Литву ездят делегации из разных стран, в которых ДЗС еще нет, не говоря уже о Европе. К нам приезжают даже из Австралии, Южной Кореи, Китая с целью поучиться, как эффективно управлять упаковкой. Многие страны уже приняли законодательство, другие разрабатывают его. Но ДЗС не является абсолютным решением управления отходами всех упаковок — это вариант только для ограниченного перечня упаковки от напитков. Производители других видов упакованных продуктов (молочных продуктов, разных видов консервов и т. д.) должны найти свой эффективный способ «убрать за собой».

Анатолий Шагун:

— Мы посчитали, что упаковка, которая входит в депозитную систему, — это 10% от объема коммунальных отходов. Внедрение ДЗС — это минус 10% коммунальных отходов.

Саулюс Галадаускас:

— У нас тоже считается, что мы изъяли из отходов приблизительно 10-15% упаковки. Я бы сказал, не изъяли, а предотвратили, чтобы она не стала отходом. Это наша бутылка, которую мы забираем назад. Отходом, а это значит мусором, она становится только тогда, когда ее выбрасывают.

Иван Михальчук:

— В Литве бизнес взял на себя ответственность за управление и результаты проекта ДЗС. Эту функцию законодатель смог консолидировать вместе с бизнесом, чтобы начать проект.

Если взять перечень продукции, которую сегодня белорусский производитель экспортирует даже в Литву, то это более 70 наименований, — и они участвуют в литовской системе и финансируют ее. Это важный аспект, на который законодательство должно обратить внимание.

Анатолий Шагун:

— В Литве бизнес взялся за управление депозитно-залоговой системой. Но бизнес вложился в систему финансово, поэтому странно слышать от некоторых белорусских компаний, что они хотели бы такой системой управлять, но не готовы вложить в ее создание ни копейки.

Саулюс Галадаускас:

— В первый год функционирования системы государство поставило нам задачу собрать 55% тары, на второй год — 70%, в 2018-м — 80%, в 2019-м — 85%, а в 2020-м — 90%. Однако уже в первый год мы собрали 74%, во второй — 92%. Похоже, на этом показателе и остановимся. Отмечу, что мы стартовали с первого дня с 100%-ной автоматизации процесса. Государству это не стоило ни цента, потому что производители сами финансируют систему, привлекались инвесторы. Видимо, Беларусь пойдет тем же путем.

Когда спрашивают, в чем же залог успешной работы системы у нас в стране, я отвечаю, что главное — это организация сотрудничества производителей и торговли, а также высокий уровень автоматизации с самого первого дня, так как примерно 90% всей депозитной упаковки у нас собирается тароматами.

Корр. БЕЛТА: Как в Германии функционирует депозитно-залоговая система и каким опытом страна может поделиться с Беларусью?

Эрвин Куртбединов:

— Частная компания «Ремондис» работает на белорусском рынке уже 9 лет. Мы обслуживаем половину Минска в части вывоза отходов. Наш концерн имеет большой опыт работы с депозитно-залоговой системой в Германии. Ежегодно порядка 10 млрд единиц тары проходит через наши счетные центры, счетные и сортировочные линии. Поэтому, как только мы узнали, что Беларусь прорабатывает возможность внедрения депозитно-залоговой системы, сразу же решили принять участие.

Отмечу, что ни в Германии, ни в какой другой европейской стране не было бы такого цивилизованного метода сбора тары, если бы не определенные директивы. То есть там также все выбрасывали бы на полигоны, поскольку это самый дешевый способ избавления от отходов. Один прекрасный день, когда каждое из правительств определило, что производители будут платить штрафные санкции, если не выполнят установленные цели, побудил производителей начать придумывать системы. И одна из них — депозитно-залоговая.

Нас заинтересовал опыт Литвы. Там действительно сорганизовался бизнес. Не потому, что там все альтруисты, а потому, что пришло понимание: наступит время очень дорого заплатить за выброшенные отходы. Поэтому важным аспектом для любого успешного проекта является определение целей правительством. Но они должны быть сформулированы таким образом, чтобы были понятны последствия для бизнеса, производителей. Скажем, должна быть установлена цель, и если бизнес не достигает ее, то просто платит штрафные санкции.

В Германии существует депозитно-залоговая система, но она кардинально отличается от того, что решили внедрять в Беларуси. И я рад, что ваша страна не пошла по тому же пути. Немецкая модель — это система воин всевозможных лобби-группировок (ассоциаций производителей, ритейла и т. д.). В итоге возникла наисложнейшая система, которая только может быть в мире. То, что решила Беларусь, что мы видели по проекту указа, — это однозначно правильное решение.

Сегодня в сети есть много информационных статей, специальных форумов, на которых граждане выражают свое мнение по поводу ДЗС. Очевидно, что у населения есть некое недопонимание. Многие пишут: «Все станет дороже, потому что есть депозит Br0,2, значит, все подорожает на эти 20 копеек». Подчеркну, что депозит — это всего лишь сквозная позиция: сегодня ты его заплатил, завтра забрал. Да, формально на прилавке цена товара увеличивается на эту стоимость, но, возвратив тару, люди получат деньги обратно. То есть удорожания нет. Разве что для ленивых, кто не понесет тару обратно.

Следующее заблуждение — это аргумент наших производителей, которые не поддерживают внедрение системы: «Все станет дороже, нам придется платить за интеграцию системы, за ее администрирование». Да, платить придется, ведь система сама по себе не будет существовать. Но они и сегодня уже платят в бюджет оператора. Это, если можно так сказать, замыливание фактов, поскольку оплата уже существует.

Саулюс Галадаускас:

— Да, у нас тоже выдвигались аргументы, что производителям будет дорого. Конечно, самый дешевый способ управления отходами упаковки — это выбросить ее там, где выпил. Все остальное стоит денег. Но если собрать 92% отходов упаковки по той системе, которая сейчас есть в Беларуси, сколько бы это стоило? В несколько раз больше. Да и вовсе невозможно собрать 92% при нынешней системе сбора.

В Литве перед вводом залоговой системы ПЭТ-бутылка (самый большой объем упаковки от напитков) собиралась до 32%, сейчас — 92%. Да, было дешево. Но если по депозиту собирать только 30%, тогда тоже было бы не только дешево, но даже прибыльно.

Корр. БЕЛТА: Как, на ваш взгляд, должно идти финансирование системы?

Саулюс Галадаускас:

— Очень важный момент — невозвращенный депозит должен оставаться в системе. Он ее финансирует. И собранный вторичный материал должен принадлежать системе и продаваться по международным тендерам, тоже финансируя ее. Конечно, это только две, и притом единственные, строки дохода. Этого недостаточно, чтобы покрыть все расходы, по принципу расширенной ответственности производителя этот дефицит покрывается субсидиями от производителей/импортеров.

Эрвин Куртбединов:

— Бытует мнение, что вся прибыль оседает у частных инвесторов. Здесь важно понимать, что администратором системы является не коммерческая организация, прибыль он не должен иметь (это по проекту указа). Все денежные остатки, образовавшиеся в итоге, будут идти на рефинансирование системы. Это означает, что при сведении бюджета на следующий год возможно снизить сборы для производителя за счет того, что есть остаток средств с прошлого года. То есть в системе нет никаких акционеров, которые будут профицировать от получения прибыли.

Саулюс Галадаускас:

— По обсуждаемому проекту в Беларуси планируется привлечь инвесторов, а инвестор должен получать прибыль. В Литве тоже и инвестор, и все субподрядчики, и поставщики получают прибыль, только участники системы по закону — розничная торговля не имеет права «наживаться» на своей услуге, хотя имеет право требовать покрытия непосредственных затрат за сбор и сортировку. Сама система делает все возможное, чтобы контролировать затраты, то есть и прибыль партнеров системы, через тендеры. Для этого существует надзирательный орган — правление Администратора депозитной системы, состоящее из представителей производителей/импортеров и розничной торговли.

Анатолий Шагун:

— Подход Литовской Республики в этом плане просто великолепен. При создании ДЗС они реализовали один из принципов экономики замкнутого цикла — купили услугу, а не товар. Второй момент — привлечение инвестора — было правильным. Инвестор приходит со своими деньгами, ноу-хау и знает, как это сделать. И поскольку это его деньги, он старается построить эффективную систему, нацеленную на максимально возможный сбор упаковок, потому что он получает плату за каждую собранную бутылку.

Эрвин Куртбединов:

— Учитывая дискуссии о ДЗС на протяжении последних 4-5 лет, мы со своей стороны подготовили концепцию вместе с одной из крупнейших компаний по производству тароматов для Республики Беларусь. Ждем, когда будут согласованы все указы, постановления, чтобы приступить к работе.

Ольга Сазонова:

— Что касается Минприроды, мы понимаем, что кроме директивных и нормативных указаний должно быть и экономическое стимулирование. Деньги — это самое весомое стимулирование, в том числе для наших потребителей. Поэтому поддерживаем внедрение в Беларуси депозитно-залоговой системы. Текст проекта указа о ее введении с нашей стороны был согласован без замечаний.

Анатолий Шагун:

— Проект указа уже внесен на рассмотрение в правительство после согласования со всеми заинтересованными. В проекте документа мы постарались учесть интересы всех сторон. Министерству жилищно-коммунального хозяйства это практически удалось. Этот проект — рамочный документ, который определяет основных участников системы, их обязанности и дает поручение правительству организовать эту систему в Беларуси. Общий срок указан 24 месяца с момента подписания указа. Первые три месяца — подготовительные для принятия необходимых документов по функционированию системы, подготовке конкурса по выбору инвестора для ее создания. Дальше параллельно идет дополнение белорусского законодательства под депозитную систему и работа инвестора по созданию системы. Вероятнее всего, система заработает либо в конце 2021 года, либо в начале 2022 года, если все будет принято так, как предлагает Министерство ЖКХ.

В завершение отмечу: конечно, проект депозитной системы сам по себе непростой, не зря на ее создание отводятся два года. Это сложный механизм, и он должен работать как часы. Но преимущества такой системы сбора упаковки очевидны — это в 2-2,5 раза повышает уровень сбора упаковки к тому, что есть сейчас. Это дополнительные примерно 1,5 тыс. рабочих мест, которые будут созданы. То есть оценивая возможный вклад в ВВП Беларуси, создание такой системы может дать до 0,1% роста ВВП за счет всех факторов, если учитывать инвестиции, добавленную стоимость сбора вторичных ресурсов и т. д. Кроме того, это действительно меняет отношение человека к отходам.

Источник текста и фото: БЕЛТА