Вы здесь

Перебои с импортом сыграли на руку отечественным кондитерам

По данным Белстата, в 2010 году организации кондитерской отрасли страны произвели 145,1 тыс. тонн конфет, карамели, зефира и шоколадок.

Из всего этого вала на внутреннем рынке было реализовано порядка 110 тыс. тонн, а экспорт составил более 25 тыс. тонн. В то же время в страну импортеры ввезли 60,6 тыс. тонн кондитерских изделий. Более 90 % из них отнюдь не уникальные продукты — они имеют отечественные аналоги. Но все равно каждый третий килограмм кондитерских изделий, реализуемых в белорусской рознице, импортный.

Зефир в шоколаде

«Бешеный спрос» — именно так весной и летом нынешнего года характеризовали непривычную покупательскую активность населения специалисты кондитерской отрасли страны, пишет Рэспублiка. Повышенный же спрос в начале осени был ожидаем. Население активно покупало сладкое, даже несмотря на то, что импорт подорожал да и ценники на отечественную продукцию не стояли на месте. Согласно данным Белстата, за 9 месяцев 2011 года средняя стоимость килограмма глазированных шоколадом конфет выросла в два раза — с Br 19,425 тыс. до Br 41,979 тыс., сам шоколад подорожал c Br 34,174 тыс. до Br 85,439 тыс., а зефир — с Br 10,193 тыс. до Br 24,151 тыс. Цены на сладости с начала года выросли в два раза.

При этом только за август производители кондитерских изделий, входящие в структуру концерна «Белгоспище-пром», реализовали на внутреннем рынке 6,9 тыс. тонн продукции, что на 1,25 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Всего за 8 месяцев нынешнего года, согласно информации Белстата, белорусы купили почти 51 тыс. тонн отечественного шоколада, конфет, халвы, мармелада и около 10,9 тыс. привозных кондитерских изделий.

«Импорт заметно сократился, произошел разрыв продукта по стоимости. «Заграница» ушла в премиум-класс, зато освободились среднеценовой сегмент и эконом-класс. Понятно, что пустоты пришлось заполнять отечественными продуктами», — объясняет ситуацию директор ОАО «Красный Мозырянин» Валерий Таран. Говоря о ценовом разрыве, специалист приводит конкретный пример: глазированная конфета с изюмом «Легенда», произведенная на этом предприятии, стоит в белорусских магазинах Br 22—25 тыс., в то же время цена аналогичных импортных конфет колеблется в пределах Br 50—60 тыс.

Еще весной в условиях ажиотажного спроса населения на конфеты и мармелад предприятиям отрасли пришлось резко наращивать объемы производства. «Нынешним летом кому-то из кондитеров приходилось работать в три смены, а кому и вовсе без выходных. Перед предприятиями отрасли стояла задача — закрыть внутренний рынок», — поясняют в «Белгоспищепроме».

Летние месяцы и начало осени стали по-настоящему жаркими и для «Красного Мозырянина». После запуска линии по производству зефира ускоренным способом, доля которого в ассортименте выпускаемой продукции занимает 48 %, фабрика перешла на 24-часовой режим работы. При этом пришлось уделить внимание и сокращению времени производственного цикла: уникальная для Беларуси технология позволила сладостям «созревать» не 12—14 часов, как ранее, а всего 30 минут. В итоге количество выпускаемого зефира выросло на 60 %. «Годовая производительность линии — 2,09 тыс. тонн. Существенно экономит время сушка. Шестнадцать инфракрасных ламп с излучением определенной длины волны и частоты убирают влагу из всей массы изделия», — объясняет особенности процесса Валерий Таран.

Не остались в стороне и производители мучных кондитерских изделий. Именно им пришлось поработать больше всех: за 8 месяцев предприятия увеличили выпуск печенья до 19,3 тыс. тонн, что почти на 1,5 тыс. тонн больше, чем они выпекали годом ранее.

Конфетный период

Сложившаяся в стране экономическая ситуация, несомненно, сыграла на руку отечественным производителям — конкуренция со стороны импортеров практически полностью устранена. В любом магазине подтвердят: уже несколько месяцев белорусы отдают предпочтение отечественным конфетам. Однако при этом не стоит забывать и про оборотную сторону медали: в производственном цикле отечественных кондитеров задействовано немало продуктов критического импорта. То есть девальвация национальной валюты больно ударила и по их бюджетам. «Мы закупаем пектин, агар-агар, кокосовую стружку, изюм, орехи, глазурь — все эти ингредиенты занимают в общей доле сырья около 40 %, — говорит Валерий Таран. — Но мы сумели договориться с поставщиками о расчетах как в валюте, так и в белорусских рублях». В «Белгоспищепроме» констатируют: белорусским кондитерам пришлось столкнуться с ростом закупочных цен на сырье, что, несомненно, отразилось и на росте цен на конечную продукцию.

«Сейчас производим более 450 тонн в месяц, и все равно этого не хватает. Люди работают без обеда, с удлиненным графиком, но больше машины сделать не могут: некоторым видам оборудования уже по 25—30 лет, — рассказывает директор фабрики «Красный Мозырянин». — За рубеж уходит лишь 10 % выпущенной продукции. Она отправляется в США, Израиль, Эстонию. Недавно поставили пробные партии в Грецию, Азербайджан, Таджикистан, Армению, Грузию. Спрос был хороший, но, к сожалению, недостаточно ресурсов, чтобы заниматься экспортом».

Такая ситуация отнюдь не единичная. Как отмечают в концерне «Белгоспищепром», с января по июль за пределы страны предприятия отрасли отправили более 3,7 тыс. тонн карамели, что почти на 23 % меньше, чем за семь месяцев прошлого года. Практически не изменились объемы экспорта мучных кондитерских изделий. Шоколадных конфет предприятия концерна «Белгоспищепром» за рубеж отправили больше, чем в прошлом году, всего на 180 тонн — 2,426 тыс. тонн. То есть в то время как другие экспортеры, выиграв на девальвации белорусского рубля, успешно осваивают зарубежные рынки, кондитеры пока пробуксовывают. Но справедливости ради следует заметить: если в натуральном выражении поставки белорусских сладостей за границу по истечении уже 8 месяцев с начала года составили 8,03 тыс. тонн, что на 1 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года, то в стоимостном выражении предприятия концерна заработали $ 20 млн. Это почти на 16 % больше, чем за январь—август 2010 года.

В условиях переориентирования поставок не случится ли так, что, пока отечественные кондитеры будут вовсю насыщать внутренний рынок, часть внешнего займут конкуренты? И сможет ли выручка от реализации на отечественных прилавках восполнить недополученные поступления из-за границы? Однозначного ответа специалисты не дают. Мол, сначала нужно осмотреться, исходя из новой экономической ситуации, поработать в стабильных условиях. А там будет ясно, что они приобрели или потеряли в краткосрочной и долгосрочной перспективах и куда двигаться дальше. «Все сделать невозможно. Предприятия развиваются, но полностью перекрыть импорт нельзя. Важно нарастить мощность, максимально закрыть внутренний рынок, чтобы был резерв для поставки на экспорт», — уверяет Валерий Таран.

На снимке: варщик Юрий КРИВОНОСОВ проводит анализ плотности патоки; варщик Александр ИГНАТОВИЧ на линии производства зефира.

Новости по теме:
Предприятия сахарной отрасли Беларуси полностью обеспечивают внутренний рынок белым сахаром, сохраняя уровень отпускной...
Создание государственной корпорации на базе концерна «Белгоспищепром» позволит активнее продвигать свои товары и...
Предприятия концерна «Белгоспищепром» за первое полугодие 2021 года освоили 13 новых рынков сбыта: Афганистан, Ирак,...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.