От колбас до сыров — как в Слуцке создают бренды

Легендарные пояса, космические достижения соотечественников и первая в Беларуси аптека — в истории Слуцкого района найдется множество примечательных фактов, выделяющих его на фоне других регионов Минской области. Случчане стараются держать марку своей малой родины: создают и совершенствуют предприятия, открывают для белорусов и жителей зарубежья слуцкие бренды. Корреспонденты БЕЛТА отправились в пресс-тур и узнали, как и чьими стараниями развивается город.

На проходной ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» нас встречает заместитель генерального директора Максим Малиновский. Облачившись в белые халаты, бахилы и шапочки, мы следуем за ним в королевство сыра.

Создание продукции начинается с лаборатории, где подтверждается качество привезенного молока (кстати, комбинат использует исключительно отечественное сырье). После проверки молоко поступает в приемно-аппаратный цех, где проходит пастеризацию и нормализацию.

В сыроизготовителях в течение 3-4 часов варится сырное зерно, к нему добавляются необходимые компоненты: заквасочная культура, молокосвертывающий фермент, соль, далее формируется пласт сыра, он режется, раскладывается в формы и отправляется на прессование, где из продукта удаляется излишняя влага.

Вся магия происходит в камере созревания. Большие яркие пачки, словно золотые слитки в банке, аккуратно разложены на стеллажах. В зависимости от вида сыр здесь может находиться от 20 до более чем 90 суток. Именно в камере продукт получает свои основные вкусовые характеристики — полуфабрикат становится сыром. После камеры созревания он отправляется на упаковку, где заканчивается технологический процесс производства.

По словам генерального директора сыродельного комбината Николая Мисюка, белорусский потребитель все чаще среди сортов сыра выбирает качественную классику, а на экспорт преимущественно поставляется молочная сухая продукция и масло. Среди новых рынков — Китай, Япония, Вьетнам, Малави, Объединенные Арабские Эмираты, в планах — начать поставки в Бангладеш и Сирию, идут переговоры с Сербией. С Китаем ведутся переговоры о поставках глазированных сырков и мороженого: первая партия холодного лакомства может отправиться в КНР уже в начале 2019 года.

Еще одним бюджетообразующим предприятием района является ОАО «Слуцкий мясокомбинат». Генеральный директор завода Андрей Михалькевич знакомит нас с последними достижениями предприятия. За январь-октябрь текущего года было переработано около 24,8 тыс. т сырья (в сравнении с соответствующим периодом прошлого года темп роста составил 167%), выручка от реализации продукции выросла до Br106,3 млн (почти 150%), экспорт товаров — до $21,1 млн (285,5%).

После очередного переодевания в спецодежду отправляемся в холодильное отделение. Раньше камеры были до отказа забиты мясом, сегодня функционируют только 2-3 из них — остатки продукции минимальны (около 5%).

Заходим в отделение, где формуются пельмени: аккуратно слепленные комочки дружно едут по конвейеру и высыпаются в пачки. В отделении сыровяленых и сырокопченых колбас наблюдаем, как в оболочку, вес и диаметр которой задается программой, набивается фарш. С легкой руки местных мастеров колбасы одна за другой появляются на свет, а потом подвешиваются на рамы. Отсюда они поступают в термическое отделение, где подвергаются копчению, варению или другой обработке.

«На предприятии работают 2,2 тыс. человек. Уровень заработной платы составил Br933 — это одна из самых высоких зарплат в Слуцком районе. Более того, каждый месяц мы выдаем работникам продовольственные пакеты», — подчеркивает Андрей Михалькевич.