Особенности экологической маркировки как инструмента маркетинга

Экологическая маркировка становится все более значимой при выборе продуктов питания и товаров массового спроса. Поэтому производители больше внимания уделяют декларации экологических свойств, экомаркировкам, экознакам для формирования положительного имиджа товара.

Фото: из интернета

Добровольная экологическая сертификация как метод оценки экологической безопасности продукции и способ ее продвижения на рынке приобретает в настоящее время все большую значимость и популярность среди компаний-производителей.

В США, к примеру, количество продукции, рекламируемой как «экологически дружественная», возросло с 1,1% в 1986 г до 9,5% в 1999 г., а в странах Европейского союза 78% из 515 выбранных для исследования товаров имели надпись, указывающую на их «экологичность».

Такой интерес вызван возросшим вниманием покупателей к экологическим аспектам продукции. Например, во Франции более половины хозяек готовы платить больше за экопродукцию, а жители больших городов России из 50% — опрошенных ответили, что при выборе продукции обращают внимание на наличие экологической маркировки.

Для того, чтобы позиционировать свою продукцию на рынке как «экологически дружественную», производители пользуются различными методами: декларации экологических свойств, экомаркировки, различные экознаки. Разобраться и понять их значение часто не под силу не только покупателю, но и специалисту.

В международной системе стандартизации ISO экологические декларации присутствуют и четко классифицированы. Каждому виду декларации соответствует определенный стандарт серии ISO 14000. Международные стандарты ISO 14020:1998, ISO 14021:1999, ISO 14024:1999, ISO/TR 14025:2006 регламентируют требования к экологической маркировке в зависимости от степени подтверждения оценки соответствия независимой (третьей) стороны, испытательной лаборатории и используемых ими критериев в определении показателей безопасности.

Существует много систем экомаркировки, которые уделяют внимание и значение только одной отрасли производства, или останавливаются только на одном экологическом критерии, или учитывают только одну стадию жизненного цикла.

Различают два типа экомаркировки, их используют даже при декларировании товаров и продовольственной продукции.

Экологическая маркировка I типа. Наличие экологической маркировки I типа на упаковке означает, что производитель в своей деятельности обращает внимание не только на качество конечного продукта, но и на снижение воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла товара. При этом экомаркировка I типа может быть присвоена продукции только независимым органом по сертификации после прохождения соответствующей процедуры оценки по совокупности критериев.

После получения сертификата соответствия изготовитель обычно вносит плату за пользование символом экомаркировки в течение определенного периода, чаще всего это три года по действию сертификата соответствия. Ответственен и орган по сертификации тоже.

Экологическая маркировка II типа. Программа экологической маркировки типа II — это экологическая самодекларация. В данном случае ответственность целиком лежит на производителе, поскольку он самостоятельно указывает на экологические свойства своей продукции, без привлечения к оценке третьей, независимой, стороны, например, лаборатории или органа по сертификации.

Часто подчеркиваются отдельные свойства продукции, например, «не содержит озоноразрушающих веществ», «без ГМО», «без фосфатов», «без глютена» и т. д. Поскольку такой тип экологической маркировки плохо поддается контролю, производители часто дискредитируют понятие экологической самодекларации, выдавая желаемое за действительное. На российском рынке такие примеры особенно очевидны, об этом говорит обилие «эко», «био», «натуральных» и «экологически чистых» товаров на прилавках магазинов.

Принимая во внимание особенности российского рынка потребительской продукции и менталитета, ясно и понятно, что наиболее подходящими для реализации в России являются программы экомаркировки I типа, основанные на стандарте ISO 14024.

Сейчас программы экологической маркировки функционируют более чем в 50 странах мира. Около 80% из существующих экомаркировок объединены в GEN — «Всемирную Сеть Экомаркировки».

Источник: agroxxi.ru